НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чумаченко Л. Г., Цуркина Е. А. Создание образовательного пространства для логического развития дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность). Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности. Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь. Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение».             Логика – умение думать и рассуждать последовательно, непротиворечиво. Логика помогает находить обоснования многим явлениям и ситуациям, осмысленно оценивать факты и грамотно выстраивать свои суждения. Как и любой другой навык, логическое мышление необходимо постоянно тренировать. Это важно делать в любом возрасте.
Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором используются готовые понятия и логические конструкции. Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы. Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности.  Развитие логического мышления – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это с раннего детства в игровой форме. 
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
В структуру мышления входят следующие логические операции:
Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.
Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
 Логическое мышление является высшей стадией развития мышления. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба, решение задач. Развивать логическое мышление у дошкольников помогут ребусы, головоломки, шахматы, логико-математические задачи, палочки Кюизенера, мыслительные карты Тоню Бьюзена, блоки Дьенеша.
При создании развивающей среды необходимо учитывать возрастные особенности детей и предоставлять детям возможность самостоятельно выбирать интересующую их игру, и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. В игровой уголок помещать разнообразный занимательный материал по интересам. Организуя уголок надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. По мере освоения игр, следует расширять их ассортимент, вносить новые, более сложные, разнообразить виды игрового занимательного материала.
Для развития логического мышления детей являются палочки, разработанные бельгийским математиком X. Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность, с помощью которого можно моделировать числа, свойства и отношения. Зависимость палочек от цвета и длины, вызывает живой интерес детей, развивает активность и самостоятельность. Палочки Кюизенера легко вписываются в систему формирования элементарных математических понятий у детей к школе.
Шахматы — древнейшая логическая настольная игра со специальными фигурами на клеточной доске, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Название игры берет начало из персидского языка; что значит король — шах, умер мат. Шахматы считаются отличным интеллектуальным стимулом, заставляют сконцентрировать произвольное внимание, улучшают память, развивают логическое мышление. В группе можно организовать центр шахматных чудес «Шахматное королевство», где дети могут знакомиться с шахматами. В центре размещена магнитная шахматная доска, с помощью которой дети осваивают ходы. Центр необходимо оснастить различной методической литературой, дидактическими играми для обучения детей шахматам.
Хорошо развивает логическое мышление ребусы и головоломки. Разгадывать ребус несложно – что нарисовано, то и нужно читать. Приобщать детей к этому развивающему и увлекательному занятию можно с 3-5 лет. Предлагать ребенку ребусы можно уже с того момента, как он распознает буквы, учится читать или уже научился. Разгадывание головоломок поможет ребенку быстрее запомнить буквы, новые слова и названия окружающих его предметов. Поэтому в группе можно создать уголок занимательной математики, в котором разместить различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.         
 На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В группе можно создать уголок математических игр. В нем разместить стихотворные тексты на развитие логических операций, игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях, картотеку загадок, задачи – шутки, игры – головоломки, игры с счетными палочками. Блоки Дьенеша. Это комплект из 48 геометрических фигур: четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), трех цветов, двух размеров, двух видов толщины. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, потом сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности. В аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости, в конструировании помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях. Логические блоки можно использовать при организации сюжетно-ролевых игр. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
Мыслительные карты Тони. Интеллектуальная карта – это простой метод запоминания информации. Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария. С её помощью развиваются творческие способности, речь, активизируется мышление. Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони и Барри Бьюзен. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств характера: умению слушать педагога, товарища по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. Методика работы с картами оказывается очень эффективной для всестороннего развития детей. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Логическое мышление можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустить, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится и возможно здесь ему надо помочь.
Таким образом, развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Применение разнообразных вышеизложенных форм и правильная организация образовательного пространства для развития логического мышления, повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Библиографический список:
1.              Заводнова, Н.В. Развитие логики у детей. Игры и упражнения. / Н. В. Заводнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 240 с.
2.              Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Н. И. Касабуцкий. М: Просвещение, 2015. - 136 с.
3.              Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/ З. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 117 с.
2022