НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Абакумова М.М. Современные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (3-4 года)

Библиографическое описание:
Абакумова М.М. Современные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (3-4 года) // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

Трудно переоценить влияние окружающей среды на развитие, воспитание детей. Начиная знакомство с окружающим миром, ребенку интересно все, что происходит вокруг. Он как губка впитывает то, что видит, исследует, наблюдает, узнает.

Что же представляет собой развивающая предметно-пространственная среда (РППС)? Прежде всего, это совокупность условий, оказывающих как прямое, так и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка, направленных на удовлетворение его потребности, а также мотивацию для дальнейшей деятельности. Современная среда неотделима от инновационных форм и методов, что обусловлено, прежде всего, социальным заказом, ориентированным на всестороннее развитие личности, ее качеств.

Как же грамотно организовать предметно – пространственную развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста?

В методических рекомендациях Минпросвещения и РАО предлагается три варианта проектирования РППС – по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.

Прежде всего, стоит сказать о зонировании. По рекомендациям специалистов, следуя данному планированию, целесообразно разделить все пространство группового помещения на три зоны: активной деятельности, спокойной деятельности и зону творческой деятельности и познания.

В первой зоне размещаются игрушки для активной деятельности детей, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Во второй размещаются необходимые материалы для экспериментирования, это могут быть сухие вещества песок, сахар, соль, различные материи, магниты, предметы из резины. И творчества: краски, карандаши, мелки, листы бумаги, пластилин, стеки.

В зоне спокойной деятельности можно разместить ширму, палатку, в которых ребенок может уединиться. Так положить рядом художественную литературу, настольные игры.

Самое главное зоны должны быть трансформируемыми и удовлетворять воспитательно- образовательным задачам и интересам детей. Наблюдая за деятельностью ребят, стоит пересматривать материал, который не интересен детям, или дополнять его чтобы он «работал».

Пространство всей групповой ячейки должно быть задействовано и направлено на всестороннее развитие и воспитание ребенка. Следует уходить от «витринной» красоты, все больше отдавая предпочтение красоте функциональной. Большая кукла в красивом нарядном платье, с большими синими глазами, стоящая на полке, вне досягаемости ребенка, не принесет развивающего и воспитательного результата. Только имея непосредственный контакт с предметом, манипулируя им, познавая возможные способы использования предмета, игрушки ребенок получает новые знания и представления.

Другим вариантом организации РППС является создание Центров активности, которые должны быть насыщены предметами, игрушками, соответствующими возрасту детей, и удовлетворять их познавательному интересу и поставленным воспитательно-образовательным задачам.

В центре познания и коммуникации необходимо разместить следующие материалы:

- изображения, иллюстрации, картинки по лексическим темам;

- картотеки артикуляционных гимнастик, речевых игр;

- картотека пальчиковых гимнастик;

- произведения художественной литературы по возрасту;

- потешки, чистоговорки.

Рядом с центром познания и коммуникации целесообразно размещение центра театрализации и музицирования. В нем могут быть расположены атрибуты для театрализованной деятельности (маски, различные виды театра). В младшей группе это маски, костюмы, различные виды театра по русским народным сказкам, например: «Курочка ряба» «Колобок», «Теремок», «Репка», а также музыкальные инструменты по возрасту детей.

В центре игры размещаются предметы, игрушки довольно крупного размера, так как дети еще маленькие. Это может быть кухонная плита, детская посуда (С/р игра «На кухне»); куклы, кроватки, коляски, небольшие диваны (С/р игра «Семья»); наборы «Доктор» (С/р игра «Больница»). Контейнеры с разноплановыми игрушками, которые дети могут включить в свою игру.

В центре логики и математики должен находиться счетный материал, геометрические фигуры, как плоскостные, так и объемные, материал для сравнения по величине, длине. Наличие дидактических игр, головоломок, крупных паззл.

Каждый ребенок – маленький исследователь! Необходимо наличие центра экспериментирования, в котором находятся материалы для исследования и познания, соответствующие возрасту детей. В младшей группе это вода, песок, бумага, ткань, природный материал и опыты с воздухом.

В центре конструирования наличие конструктора, простых схем работы с деталями, доступными и понятными ребенку.

Центр безопасности может представлять собой изображение светофора, дидактического материала по безопасности дома и на дороге.

Стоит предусмотреть место, где ребенок сможет побыть один – центр уединения. В нем стоит разместить мягкие модули, книги, возможно любимые игрушки.

Центры детской активности можно сделать мобильными, т.е. четко не закрепленными за определенным местом. Это позволит разместить все центры рекомендуемые РАО. Что же представляет собой мобильный центр? Это передвижной, насыщенный, оборудованный комплекс. Удобнее всего его размещать на полках, модулях, контейнерах на колесиках.

Отдельно хотелось бы сказать о выставках детских работ. Их следует размещать в местах доступных ребенку, а не для показа родителям. Дети должны иметь возможность обсуждать свою работу со сверстниками, при желании дорисовывать, доделывать ее. Можно организовать специальный центр детских работ, а можно размещать в свободном месте группы. Например, просто натянув веревку или резинку, на которую ребята смогут закрепить свою работу.

Таким образом, при планировании и организации РППС педагог всегда должен ориентироваться на решение воспитательно – образовательных задач и познавательный интерес детей.

Литература

Письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03.
2023