Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Коньшин И.В. Проектирование и реализация системы работы по здоровьесбережению в системе среднего профессионального образования

Библиографическое описание:

Коньшин И.В. Проектирование и реализация системы работы по здоровьесбережению в системе среднего профессионального образования // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Аннотация. Статья носит методическую направленность. В работе представлены анализ состояния по здоровьесбережению среди обучающихся организации среднего профессионального образования (СПО). Охарактеризованы этапы опытно – экспериментальной работы, представлена программа поддержки здоровьесбережения студентов подросткового возраста, разработаны предложения по осуществлению здоровьесбережения.

Данная работа поможет в выстраивании системы разносторонней работы по здоровьесбережению в образовательных учреждения.

Ключевые слова: здоровьесбережение, студент, подросток, колледж, здоровье, преподаватель, эксперимент.

Преобразования, которые происходят в Российской Федерации за последние десятилетия предъявляют качественно новые требования к образовательному процессу в средних профессиональных образовательных организациях. Для того, чтобы обучающийся мог принимать полноценное участие в современном образовательном процессе, с одной стороны он должен быть здоров, а с другой стороны за время за время обучения у него не должно ухудшится состояние здоровья и, кроме того, он должен освоить систему здоровьесбережения для сохранения и поддержания здоровья в будущем. Хочется отметить, что многие обучающиеся уже имеют различные хронические заболевания и соответственно система здоровьесбережения должна выстаиваться так, чтобы не только не ухудшить их здоровье, а стабилизировать и восстанавливать.

Здоровье является важнейшей составляющей частью человеческого благополучия, одним из элементов счастья, одним из важнейших прав человека, одним из условий успешного социального и экономического развития страны. Вместе с тем в России сохраняется тенденция роста заболеваемости молодежи в возрасте от 16 до 20 лет, что свидетельствует о неадекватных условиях их жизнедеятельности, в том числе в образовательных учреждениях. Так, по данным Минздрава РФ, к концу 2019 года из 5,6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 74,5% были зарегистрированы различные заболевания. Статистика показывает, что в России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми.

Установлено, что образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье обучающихся.

К факторам риска, влияющим на здоровье обучающихся, особенно на 1 курсе в период адаптации, относятся:

1) педагогические перегрузки на занятиях и во время выполнения домашних заданий;

2) нестабильность расписания;

3) стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения функционально-возрастным возможностям;

4) стрессовые состояния при учебной деятельности способствующие, в том числе, обострению хронических заболеваний;

5) несоблюдение физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса, низкий медицинский контроль;

6) отсутствие системной работы по формированию здорового образа жизни;

7) снижение физической активности обучающихся или непропорциональные физические и учебные нагрузки;

8) недостаточные знания родителями особенностей развития организма подростка;

9) отсутствие полноценного рационального питания.

В результате система среднего профессионального образования часто имеет вместо здоровьесберегающего здоровьезатратный характер.

Важнейшей особенностью подросткового возраста является то, что зачастую подросток может активно не предъявлять жалоб на состояние здоровья, так как не понимает негативных изменений, происходящих в организме. Родителям и педагогам необходимо это иметь в виду и применять общеизвестные диагностические критерии для контроля состояния здоровья.

Отрицательная динамика здоровья способствует поиску решений данной проблемы, в том числе в образовательном процессе. Одним из вариантов поисков улучшения и стабилизации состояния здоровья, обучающихся в среднем профессиональном образовании является проектная деятельность по здоровьесбережению.

В то же время термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) необходимо рассматривать не только как качественную характеристику любой образовательной технологии, но и как совокупность тех принципов, приемов, методов, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Поэтому одной из главных задач современного образования является создание благоприятной образовательной среды, которая способствует физическому и психологическому оздоровлению молодежи, воспитывает культуру здоровья, устраняет или минимизирует негативные внутренние и внешних факторы, мотивирует на здоровый образ жизни.

Продукт проекта: создание системы по здоровьесбережению, формирование банка данных по методам, формам, приемам формирования здорового образа жизни.

Вопросы, направленные на решение проекта:

Базовый вопрос, каким образом обеспечить здоровье у участников учебного процесса в образовательной организации?

Вопросы, требующие решения:

1. Какие нормативные документы определяют и регулируют вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний во время образовательного процесса?

2. Как укрепить физическое и психологическое здоровье участников образовательного процесса?

3. Как создать условия для обеспечения здоровьесбережения во время образовательного процесса?

4. Почему здоровый образ жизни должен стать одним из важнейших ценностей обучающихся?

5. Как профилактировать заболевания во время образовательного процесса?

6. Как создать благоприятный психологический климат в образовательной организации?

7. Как молодежь представляем для себя понятие «Здоровье»?

8. Как уберечь молодежь от вредных привычек?

Для решения поставленных вопросов в образовательной организации создаются рабочие группы в составе педагогов и обучающихся.

Группа «Тренеры здоровья» решает следующие вопросы:

1. Как укрепить физическое здоровье у педагогических работников?

2. Как укрепить физическое здоровье у обучающихся?

3. Как мотивировать участников образовательного процесса к сохранению и укреплению своего физического здоровья?

4. Как мотивировать участников образовательного процесса к занятию физкультурой и спортом?

5. Какие физические упражнения наиболее оптимальны для укрепления физического здоровья и профилактики профессиональных заболеваний.

Группа «Работников социальной сферы» решает следующие вопросы:

1. Что представляет собой портрет здоровья обучающегося?

2. Как развить ценности здорового образа жизни обучающегося?

3. Какие действия должен предпринимать обучающийся оказавшись рядом с человеком, нуждающимся в оказании первой (медицинской) помощи?

Группа «Санитарно – эпидемиологических работников» решает следующие вопросы:

1. Какие санитарные требования предъявляются к учебному процессу?

2. Как оценивать состояние здоровья участников образовательного процесса?

3. Какие мероприятия необходимо проводить для профилактики заболеваний у участников образовательного процесса?

Группа «Психологические работники» решает следующие вопросы:

1. Как сохранить психологическое здоровье участников образовательного процесса?

2. Какие мероприятия способствуют быстрой адаптации в образовательном коллективе?

3. Как без потерь для здоровья проводить саморазвитие и самообразование?

Группа «Обучающиеся» решает следующие вопросы:

1. Почему здоровье является наивысшей ценностью для человека?

2. Как молодежь понимают термин «Здоровье»?

3. Какой должен быть режим питания?

4. Какой должен быть режим труда и отдыха?

5. Как не поддаться вредным привычкам?

6. Как укрепить и поддерживать здоровье во время образовательного процесса?

7. Как противостоять вредным привычкам?

Реализуя вышесказанные направления, в ходе нашего проекта можно прийти к следующему выводу:

В образовательном процессе образовательного учреждения среднего профессионального образования возможно достижение паритета образованности и здоровья студентов при обеспечении следующих условий:

- образовательная технология спроектирована с учетом состояния здоровья и уровня образованности студентов;

- при проектировании здоровьесберегающей технологии обеспечивается системность педагогических средств развития образованности студентов без ущерба их здоровья;

- осуществляется индивидуализация графиков усвоения учебного материала студентами.

Исходя из этого, можно использовать следующие виды здоровьесбергающих технологий:

1. Защитно-профилактические, которые направлены на защиту студентов от неблагоприятных для здоровья воздействий (поддержание чистоты в учебных помещениях, ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающее переутомление, медицинское обеспечение, мониторинг здоровья и др.).

2. Компенсаторно-нейтрализующие. Перед ними ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму человека для полноценной жизнедеятельности. Прежде всего, это:

- занятия физическими упражнениями и др., в какой-то степени, нейтрализующие неблагоприятные воздействия статичности занятий и недостаточности физической нагрузки;

- эмоциональные разрядки, снижающие стрессогенные воздействия и психоэмоциональное напряжение;

- витаминизация пищевого рациона, укрепляющая здоровье и мыслительную деятельность студентов.

3. Стимулирующие, которые позволяют активизировать собственные силы организма студента. Сюда мы относим: температурное закаливание организма, физические нагрузки, психорегулирующие тренинги и др.

4. Информационно-обучающие. Они обеспечивают студентам определенный уровень грамотности, необходимой для эффективной заботы о собственном здоровье. К ней относятся образовательные и воспитательные программы, которые обеспечивают формирование потребности в ЗОЖ, предупреждении вредных привычек.

5. Лечебно-оздоровительные, которые включают в себя лечебную физкультуру, воздействие которой обеспечивает восстановление физического здоровья студентов, в том числе и с ограниченными физическими возможностями.

6. Физкультурно-оздоровительные, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры личности студента, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

В заключении можно отметить, что анализ состояния проблемы здоровьесбережения в педагогической науке и практике профессионального становления студентов позволил нам сделать вывод о недостаточной ее разработанности и насущной необходимости поиска эффективных средств, методов и технологий, сформированности здоровьесберегающих компетенций для успешного формирования здоровьесберегающего образования у будущих специалистов в процессе обучения в колледже.

Библиографический список1. Башмакова Е.А., Жданова О.И. Особенности ортобиотического подхода к формированию здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии микросоциумом // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.;

2. [http://science-education.ru/ru/article/view?id=27442]

3. Сазанов А.В., Сазанова М.Л., Демина Н.Л., Попова Г.А. Диагностика соматического здоровья как способ повышения мотиваций студентов к здоровьесбережению // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.; [http://science-education.ru/ru/article/view?id=26337]

4. Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Пичугина Н.Н., Алексеева Н.И., Сергеева Е.С., Абрамкина С.С. Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждениях среднего профессионального образования России // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с "СанПиН 2.4.5.2409-08). Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.08.2008 N 12085)

5.Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Пичугина Н.Н., Алексеева Н.И., Сергеева Е.С., Абрамкина С.С. Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждениях среднего профессионального образования России // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.
2023