Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
Ход урока
I. Устный счет- Устный счет у нас сегодня будет состоять из нескольких заданий. Мы должны с вами вспомнить знания, полученные на предыдущих уроках.
1) 3669; 13204; 2316; 936 899.
- Прочитайте числа.
- Дайте им характеристику (четное или нечетное, сколько классов в этом числе, как называется каждый разряд, назовите предыдущее и последующее число, представьте в виде суммы разрядных слагаемых).
На какие две группы их можно разбить? Объясните.
2) х- 300 = 300; 600: а = 1; в: 700 = 0.
- Как называются эти записи?
- Что такое уравнение?
- Что значит решить уравнение?
- Как называются компоненты действия при умножении, делении?
- Что неизвестно в первом уравнении?
- Как найти неизвестный множитель? Что неизвестно во втором уравнении?
- Как найти неизвестный делитель? Что неизвестно в третьем уравнении? Как найти неизвестное делимое?
- Какое правило применили при нахождении неизвестного множителя? (а:а=1)
- Какое правило применили при нахождении неизвестного делителя? (а:1=а)
- Какое правило применили при нахождении неизвестного делимого? (0*а=0)
Вывод: какова цель была этого задания?
3) Разбейте данные записи на 2 группы:
36:4 > 42:6
64- 3*7 < 100-17
(46+24):7=10
100-9*9+46=65
- Что такое «равенство», «неравенство»?
Дополнительный вопрос: Объясните порядок действий в последнем равенстве.
II. Сообщение темы, цели урока
III. Работа над новым материалом
1. Подготовительная работа
а) Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых:
37, 48, 29, 136, 224.
б) Замени сумму одним числом:
30 + 6; 100 + 20 + 4; 500 + 40 + 6; 400 + 90 + 1.
(Задания написаны на доске)
2. Объяснение нового материала
23x4, 4x23, 123x4, 4x123.
- Сегодня на уроке мы должны разрешить несколько проблемных ситуаций, используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках.
- Вы все хорошо усвоили тему: «Табличное умножение». Давайте скажем еще раз, как называются компоненты действий при умножении?
- Подумайте, как можно умножить 23 на 4 и 4 на 23?
23*4 =(20+3)*4 = 20*4+3*4= 92
4*23= 92 (переместительный закон умножения)
123*4 =(100+20+3)*4=100*4+20*4+3*4=400+80+12=492
4*123=492 (переместительный закон умножения)
Вывод: чтобы умножить многозначное число на однозначное, надо первый множитель (многозначное число) представить в виде суммы разрядных слагаемых, затем каждое слагаемое умножить на число и сложить полученные результаты.
3. Первичное закрепление нового материала
Самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант 2 вариант
48*2 5*5
14*5 36*2
136*3 148*2
Взаимопроверка.
IV. Физкультминутка
а) Кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг скок, прыг скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем,
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
б) Игра «Внимание».
- Посмотрите на плакат (геометрические фигуры и число 7). Плакат демонстрируется в течении 1 секунды.
- Что вы заметили лишнее? (7)
- Чем интересно это число?
- Объясните значение поговорок:
- «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
(Это значит перед тем, как сделать что-нибудь серьезное, надо хорошо все обдумать, предусмотреть.)
- «На седьмом небе». ( Высшая степень радости, счастья)
в) Вспомните название сказок с этим числом.
(«Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят»)
г) Отгадайте загадки, в которых содержится это число.
- Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова).
- Семь ребят па лесенке заиграли песенки. (Ноты).
Вывод: немного отдохнули, продолжаем работу.
V. Занимательная математика
- Продолжим нашу игру «Внимание». В течение 1 секунды вы должны как можно больше запомнить примеров и записать па листочках. Используя нетрадиционные приемы, умножьте двузначное число на двузначное.
94*97=9118
1) 6*3;
2) 94-3=91 или 97-6=91;
3) 6*3=18;
4) 9118.
Аналогично: 96*98=9408; 93*95=8835; 98*92=9016.
Вывод: выполняя различные задания, вы постоянно пользовались логическими приёмами, т.е. сравнивали, анализировали, обобщали. Вы работали с трехзначными и четырехзначными числами, четными и нечетными, с равенствами и неравенствами, анализировали их свойства, расчленяли, группировали по определенным признакам, отслеживали цепь закономерностей и в ходе этого анализа делали обобщения и получали правильные ответы.
VI. Работа над пройденным материалом
1. Решение сложных уравнений
а) У доски:
(36+х):4=12
б) Самостоятельно:
(500-а)*7 = 420.
2. Составление и решение задачи по краткой записи
Было - 36 кг
Израсходовали - ¼
Осталось -?
3. Работа по учебнику
1) Решите задачу № 3 с. 7, составив выражение
(36+42)-38=40 (дев.)
Ответ: 40 девочек.
2) Назовите знакомые единицы длины в порядке возрастания. № 5 (устно)
4. Работа с геометрическим материалом
- Как называется геометрическая фигура под номером 5?
- Решите задачу: периметр квадрата 24см. Найдите его площадь.
1) 24:4=6 (см) - сторона квадрата
2) 6*6 = 36 (см2) - площадь
Ответ: Sкв.=36 см2.
VII. Итог урока
- Наш урок подошел к концу. Понравился ли вам наш урок? Что больше всего понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание: самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант
1) 36*3 136*2
48*2 148*3
14*4 115* 5
2) ( 48+ х ):3=36
3) Масса 3 одинаковых коробок с печеньем 45 кг. Сколько кг печенья можно положить в 6 таких коробок?
2 вариант
I) 63*2 116*3
19*4 127*2
23*4 5*121
2)(а +24):5=15
3) В 5 одинаковых бидона налили 15 л молока. Сколько л молока можно налить в 7 таких бидонов?
IX. Рефлексия