I. Устный счет - Устный счет у нас сегодня будет состоять из нескольких заданий. Мы должны с вами вспомнить знания, полученные на предыдущих уроках. 1) 3669; 13204; 2316; 936 899. - Прочитайте числа. - Дайте им характеристику (четное или нечетное, сколько классов в этом числе, как называется каждый разряд, назовите предыдущее и последующее число, представьте в виде суммы разрядных слагаемых). На какие две группы их можно разбить? Объясните. 2) х- 300 = 300; 600: а = 1; в: 700 = 0. - Как называются эти записи? - Что такое уравнение? - Что значит решить уравнение? - Как называются компоненты действия при умножении, делении? - Что неизвестно в первом уравнении? - Как найти неизвестный множитель? Что неизвестно во втором уравнении? - Как найти неизвестный делитель? Что неизвестно в третьем уравнении? Как найти неизвестное делимое? - Какое правило применили при нахождении неизвестного множителя? (а:а=1) - Какое правило применили при нахождении неизвестного делителя? (а:1=а) - Какое правило применили при нахождении неизвестного делимого? (0*а=0) Вывод: какова цель была этого задания? 3) Разбейте данные записи на 2 группы: 36:4 > 42:6 64- 3*7 < 100-17 (46+24):7=10 100-9*9+46=65 - Что такое «равенство», «неравенство»? Дополнительный вопрос: Объясните порядок действий в последнем равенстве. II. Сообщение темы, цели урока III. Работа над новым материалом 1. Подготовительная работа а) Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых: 37, 48, 29, 136, 224. б) Замени сумму одним числом: 30 + 6; 100 + 20 + 4; 500 + 40 + 6; 400 + 90 + 1. (Задания написаны на доске) 2. Объяснение нового материала 23x4, 4x23, 123x4, 4x123. - Сегодня на уроке мы должны разрешить несколько проблемных ситуаций, используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках. - Вы все хорошо усвоили тему: «Табличное умножение». Давайте скажем еще раз, как называются компоненты действий при умножении? - Подумайте, как можно умножить 23 на 4 и 4 на 23? 23*4 =(20+3)*4 = 20*4+3*4= 92 4*23= 92 (переместительный закон умножения) 123*4 =(100+20+3)*4=100*4+20*4+3*4=400+80+12=492 4*123=492 (переместительный закон умножения) Вывод: чтобы умножить многозначное число на однозначное, надо первый множитель (многозначное число) представить в виде суммы разрядных слагаемых, затем каждое слагаемое умножить на число и сложить полученные результаты. 3. Первичное закрепление нового материала Самостоятельная работа по вариантам. 1 вариант 2 вариант 48*2 5*5 14*5 36*2 136*3 148*2 Взаимопроверка. IV. Физкультминутка а) Кузнечики. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг скок, прыг скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем, Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. б) Игра «Внимание». - Посмотрите на плакат (геометрические фигуры и число 7). Плакат демонстрируется в течении 1 секунды. - Что вы заметили лишнее? (7) - Чем интересно это число? - Объясните значение поговорок: - «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (Это значит перед тем, как сделать что-нибудь серьезное, надо хорошо все обдумать, предусмотреть.) - «На седьмом небе». ( Высшая степень радости, счастья) в) Вспомните название сказок с этим числом. («Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят») г) Отгадайте загадки, в которых содержится это число. - Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова). - Семь ребят па лесенке заиграли песенки. (Ноты). Вывод: немного отдохнули, продолжаем работу. V. Занимательная математика - Продолжим нашу игру «Внимание». В течение 1 секунды вы должны как можно больше запомнить примеров и записать па листочках. Используя нетрадиционные приемы, умножьте двузначное число на двузначное. 94*97=9118 1) 6*3; 2) 94-3=91 или 97-6=91; 3) 6*3=18; 4) 9118. Аналогично: 96*98=9408; 93*95=8835; 98*92=9016. Вывод: выполняя различные задания, вы постоянно пользовались логическими приёмами, т.е. сравнивали, анализировали, обобщали. Вы работали с трехзначными и четырехзначными числами, четными и нечетными, с равенствами и неравенствами, анализировали их свойства, расчленяли, группировали по определенным признакам, отслеживали цепь закономерностей и в ходе этого анализа делали обобщения и получали правильные ответы. VI. Работа над пройденным материалом 1. Решение сложных уравнений а) У доски: (36+х):4=12 б) Самостоятельно: (500-а)*7 = 420. 2. Составление и решение задачи по краткой записи Было - 36 кг Израсходовали - ¼ Осталось -? 3. Работа по учебнику 1) Решите задачу № 3 с. 7, составив выражение (36+42)-38=40 (дев.) Ответ: 40 девочек. 2) Назовите знакомые единицы длины в порядке возрастания. № 5 (устно) 4. Работа с геометрическим материалом
- Как называется геометрическая фигура под номером 5? - Решите задачу: периметр квадрата 24см. Найдите его площадь. 1) 24:4=6 (см) - сторона квадрата 2) 6*6 = 36 (см2) - площадь Ответ: Sкв.=36 см2. VII. Итог урока - Наш урок подошел к концу. Понравился ли вам наш урок? Что больше всего понравилось на уроке? VIII. Домашнее задание: самостоятельная работа по вариантам. 1 вариант 1) 36*3 136*2 48*2 148*3 14*4 115* 5 2) ( 48+ х ):3=36 3) Масса 3 одинаковых коробок с печеньем 45 кг. Сколько кг печенья можно положить в 6 таких коробок? 2 вариант I) 63*2 116*3 19*4 127*2 23*4 5*121 2)(а +24):5=15 3) В 5 одинаковых бидона налили 15 л молока. Сколько л молока можно налить в 7 таких бидонов? IX. Рефлексия