Актуальные вопросы дошкольного образования

Романенко Т.В., Белобородова Н.А., Сикорская Н.Н. Внедрение цифровой интерактивной образовательной среды в дошкольное образование

Библиографическое описание:
Романенко Т.В., Белобородова Н.А., Сикорская Н.Н. Внедрение цифровой интерактивной образовательной среды в дошкольное образование // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Современные реалии отражены в законодательных актах дошкольного образования, где важной задачей является повышение качества и доступности образования. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая в том числе включает в себя проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации». Проект направлен на создание условий для повышения качества и расширения возможностей образования граждан разного возраста, в том числе, за счет развития цифрового образовательного пространства.

Наш детский сад с 2021 года является активным пользователем цифровой интерактивной образовательной среды «Наустим». Парциальная образовательная программа «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда» предусматривает перевод образования на качественно новый уровень за счёт организации цифровой интерактивной развивающей среды и реального обеспечения индивидуализации образовательного процесса. Эта программа для познавательного развития и инженерно-технического творчества дошкольников и младших школьников является инновационным методическим продуктом.

В течение этого времени успешно функционирует инновационная модель взаимодействия всех участников образовательных отношений: воспитанников, родителей и педагогов по активизации познавательной и творческой деятельности детей посредством цифровых образовательных ресурсов. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Особенность использования цифровых технологий заключается в том, что определенный электронный материал не переносится механически в практику педагогической работы, а встраивается в традиционную систему образовательной деятельности нашего ДОУ. Современные информационные технологии гармонично вписаны в единое образовательное пространство ДОУ: они являются не самоцелью, а полноправным дидактическим средством развития дошкольников, направленным на активизацию их психических процессов, развития творческих способностей.

Результаты анализа функционирования цифровой образовательной среды ДОУ:

· У воспитанников сформированы знания и умения по разделам основной и парциальных образовательных программ, реализуемых в ДОУ.

· У детей отмечается высокое развитие психических процессов, абстрактно – логических и наглядно – образных видов мышления и разных типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

· Воспитанники хорошо владеют устной речью: умеют слушать собеседника, правильно понимать и задавать вопросы и отвечать на них, понимают смысл заданий, владеют формами монологической речи, умеют пользоваться инструкцией.

· У детей воспитана потребность в сотрудничестве, во взаимодействии со сверстниками, сформировано умение подчинять свои интересы определенным правилам.

· Воспитанники обладают широким кругозором, у них отсутствует психологический барьер «человек – компьютер».

· У воспитанников сформированы навыки и умения работы с ИКТ – инструментами.

У воспитанников старшего дошкольного возраста формируются на высоком уровне предпосылки учебной деятельности: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности, обращаться за помощью, выражать благодарность; познавательные - умение воспринимать информацию, умение выделять существенные связи объектов окружающего мира, умение ориентироваться по условным обозначениям; регулятивные - умение выполнять действия по образцу (и заданному правилу), умение слушать воспитателя и выполнять его инструкции; личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности (самооценка). Наши выпускники уже имеют элементарные представления о компьютерных технологиях, что так же способствует их успешной адаптации к школьной жизни.

Наш опыт работы убеждает нас, что цифровые технологии, обеспечивая личностно-ориентированный подход, вовлекают ребят в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Сегодня электронные образовательные ресурсы являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребёнка и педагога. Но, всё же, необходимо помнить, что никакой робот не заменит эмоционального человеческого общения, так необходимого для дошкольников. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Нам стало доступно ещё одно средство развития наших детей, и его надо профессионально и умело использовать.

Библиографический список:

1. Цифровая лаборатория для дошкольников "Наураша в стране Наурандии" // НАУ-РА | Научные Развлечения. - URL: https://nau-ra.ru/education/Preschool-education/naurasha/naurasha-v-strane-naurandii/ (дата обращения: 09.11.2022).

2. Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме | Учи.ру. - URL: https://uchi.ru/ (дата обращения: 09.11.2022).

3. Умный глобус с дополненной реальностью. - URL: https://smartglobe.ru/ (дата обращения: 13.11.2022).

4. Робомышь // Watch Online media. - URL: https://vegvisir.media/id-робомышь-b90681.html (дата обращения: 09.11.2022).
2023-08-22 09:53 2023