Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Мухитдинова Д.Р. Важность текста в изучении русского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


В ФГОС основного общего образования (5, 6, 7, 8, 9 класс) говорится, что предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны отражать: понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.
Для решения этой задачи необходимо реализовать текстоориентированный подход к изучению русского языка. В методике этот прием встречается с XIX века. Ученые в своих трудах отражали мысль о необходимости работы с текстом.
Так, Буслаев Федор Иванович в своем труде «О преподавании отечественного языка» очень четко выражает мысль о том, что «мы слушаем говорящего сто раз, прежде нежели однажды прочтем им написанное. Уже по одному этому уменье говорить важнее всего прочего... Органическое целое ему известно прежде, нежели отдельные части оного….».Справедливость высказанных автором суждений несомненна. Во-первых, на основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на базе которых формируются навыки вырабатывания собственных текстов. Во-вторых, текст становится основным источником интеллектуального, эстетического и культурного обогащения личности ребенка. Стремлением организации такой работы с текстом является объединение обучающихся в единое цивилизованное поле при сохранении созидательного потенциала каждого из них. Несомненно, эффективный результат от прослушанного или прочитанного текста обусловливается тем, как его преподносит и истолковывает учитель. Весомым фактом остается то, что обучающиеся с разными умениями, возможностями, «культурными познаниями» могли осуществлять коллективные коммуникативно-речевые действия, понимать друг друга в общении.
Ещё одним важным доводом для текстоориентированного преподавания русского языка, особенно в старших классах, является то, что выпускники 9 класса проходят устное собеседование в новой форме, где основные знания русского языка необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов речи. Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.
Также значимым аспектом является применение элементов новых инновационных технологий (КСО, информационные технологии, модульное обучение), разработка новых подходов и методов работы с текстом позволяют формировать у обучающихся стабильное умение анализа текста, что ведет к успешной сдаче ГИА.
Методика, ориентированная на текст, должна объединять лексику, стилистику и грамматику. Такой доступ открывает необычный потенциал для понимания слов, оборотов речи, грамматических форм и конструкций, детальнейших различий подбора синонимов, интонационной окраски.
Таким образом, текст может стать ядром общения учителя и обучающихся, так как текст всегда связан с актом коммуникации и основной задачей учителя является научить их ориентироваться в языковом пространстве, выделять основное и применять на практике, соблюдать нормы грамотной эталонной речи.
Библиографический список
1. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» М.: Просвещение, 1992.
2. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1998.
3. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе -М., Флинта, Наука, 1998.
2018