Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf
Из опыта работы по военно-профессиональной ориентации воспитанников младших курсов Пермского СВУ
Ключевой задачей воспитателя суворовского военного училища является не только помощь воспитанникам в организации самостоятельной подготовки, дополнительных занятий и организации досуга, но и помощь в выборе дальнейшей профессиональной деятельности. Очень важно уже с первых дней обучения в суворовском военном училище начинать формировать у воспитанника сознательное и положительное отношение к будущей профессии. Воспитатель должен создавать условия для самореализации личности в профессиональной деятельности. В Пермском суворовском военном училище приоритетным направлением подготовки является служба будущих выпускников в ракетных войсках стратегического назначения.
Обозначим основные этапы работы по военно-профессиональной ориентации воспитанников Пермского СВУ. Суворовцы обучаются в училище с 5 по 11 класс. На протяжении этого периода выделяются три ключевых этапа, в течение которых профориентационная работа меняет свою специфику: 1 этап – 5-7 классы; 2 этап – 8-9 классы; 3 этап – 10-11 классы.
Очень сложным является 1 этап (5-7 классы). Воспитатель младших курсов начинает работу по военно-профессиональной ориентации с момента поступления воспитанников в училище. На данном этапе в идеале суворовец уже должен представлять себе собственные интересы, осознавать свои желания и возможности. Но в реальности такая степень сознательности младшего подростка крайне редка. Поэтому очень велика роль воспитателя, важна его работа, когда через комплекс различных воспитательных мероприятий с учетом возрастных особенностей подростка он рассказывает суворовцам о преимуществах военной службы в ракетных войсках стратегического назначения МО РФ.
Первые дни обучения и повседневной деятельности в училище вызывают у суворовцев большой интерес. Срабатывает эффект новизны. Пятиклассника привлекают суворовская форма, занятия на плацу, воинские нормы общения, выполнение строевых приемов в повседневной жизни, жизнь по строгому распорядку в мужском коллективе. Все это необычно для младшего подростка по сравнению с прежней жизнью, с прежней школой. На данном этапе задача воспитателя развивать и поддерживать этот интерес, пока он не стал рутиной.
Воспитателю целесообразно при поступлении нового набора суворовцев разглядеть в коллективе лидеров, которые станут первыми помощниками взрослых. Кроме этого, данная мера необходима для подготовки суворовцев к военной службе, формирования дисциплины и приобщения к принципу единоначалия.
Первокурсников знакомят с училищем и его традициями. Проводятся обязательные занятия (классные часы, внеурочные мероприятия), на которых рассказывают об истории развития российского космического ракетостроения, ракетных войск стратегического назначения МО РФ, о биографии известных ракетчиков. Учитывая возраст обучающихся, преимущественно используются игровые формы проведения мероприятий, а также возможности мультимедийных презентаций. Обязательны просмотры документальных и художественных фильмов с последующем обсуждением. Так, в известном фильме «Офицеры», один из героев – командир погранотряда, борющегося с басмачами, произносит фразу, ставшую легендарной: «Есть такая профессия – Родину защищать». И в самом деле, ведь солдат – это не просто человек с автоматом, а офицер – не просто человек, которому подчинены солдаты. Чтобы стать солдатом, тем более офицером, нужно учиться, овладевать знаниями. Но чтобы овладеть знаниями, нужно желание. Главная задача воспитателя на младших курсах – формирование профессиональных предпочтений и возбуждение желания у воспитанников стать военным человеком, защитником своей Родины.
С большим интересом суворовцы в этом возрасте посещают музеи. В музее Пермского СВУ огромный интерес у новобранцев вызывает подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь». Рядом с училищем расположен музей РВСН. Он находится в подземном бункере в бывшем командном пункте. Экспозиция посвящена боевому пути 52 дивизии в том числе боевому железнодорожному комплексу (БРЖК), стоявшему на вооружении. Подавляющее большинство сотрудников – бывшие военные, офицеры-ракетчики, которые собственно и служили на этом комплексе, и знают всю «кухню» изнутри. Большую роль в воспитании будущего офицера-ракетчика играют встречи с ветеранами РВСН. Слушая их рассказы, знакомясь с их службой и бытом, юные суворовцы понимают, что без хорошей учебы и физической подготовки служить в современных ракетных дивизиях невозможно.
Общая закономерность, которая была выявлена в ходе опроса «Кем бы я хотел быть» (начало учебного года 6 класс), – подражание друг другу. Отметим, что для данного возраста это очень типично. Большая часть суворовцев после 1 года обучения в Пермском СВУ хотела бы поступать в Военную академию РВСН имени Петра Великого. Причиной тому стало большое влияние, которое оказали на суворовцев в 5 классе экскурсии в музей РВСН, встречи с бывшими офицерами-ракетчиками, сегодня сотрудниками музея. Для подростка в этом возрасте на первый план выходит романтика, желание быть героем.
Сделаем вывод, на первом этапе профессионального самоопределения первоначальных трудовых навыков и умений в суворовском училище (5-7 класс) необходимо развивать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ. Это такие мероприятия воспитательной работы, как праздники, имеющие отношение к Вооруженным силам, чествование ветеранов ВОВ и других военных конфликтов, встречи с героями Отечества, ветеранами РВСН, посещение военных музеев, просмотр фильмов по военной тематике, ношение суворовской формы одежды, жизнь по распорядку дня, нормы общения с руководящим составом, преподавателями и с суворовцами, выполнение строевых приемов в повседневной жизни и др.
По мере взросления воспитанников начинают применяться более серьезные формы работы по военно-профессиональной ориентации.
Библиографический список
1. Военно-профессиональная ориентация воспитанников суворовских училищ: «Время выбирать военную профессию: три шага к успеху». Методическое пособие. – СПб СВУ, 2016 г. – 104 с.