Перхова Н.С., Рахматуллина Д.М., Самойлова Е.В. Использование LEGO-конструктора в процессе образовательной деятельности младших дошкольников
Библиографическое описание: Перхова Н.С., Рахматуллина Д.М., Самойлова Е.В. Использование LEGO-конструктора в процессе образовательной деятельности младших дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
В данных методических рекомендациях представлен материал для педагогов ДОУ по использованию LEGO-конструктора в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста.
LEGO – это игровой феномен от латинского слова LEGO – собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор LEGO, в свою очередь, произведя революцию и положив начало в развитии конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO-конструкторов оценили дети всей планеты. Возможно, это и стало основной причиной того, что LEGO-технология является наиболее популярной среди инновационных технологий, используемых в системе дошкольного образования. Она сочетает в себе элементы игры, экспериментирования и обучения.
Актуальность LEGO-технологии заключается в том, что является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, формирует усидчивость, самостоятельность, терпение, целеустремлённость, способность концентрироваться, развивает логическое и образное мышление, память, внимание, способствует воспитанию социально - активной личности, формирует навыки сотворчества, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Целью LEGO-конструктивной деятельности младших дошкольников является содействие развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставление им возможности творческой самореализации посредством овладения LEGO-конструированием. При этом решаются такие задачи:
- формировать умение детей называть детали LEGO-конструктора, выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями, анализ сооружённых построек;
- развивать умение детей сравнивать и различать детали конструктора по длине и ширине, по цвету и форме;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка длинная, дорожка зелёная);
- конструировать по предложенному образцу и предложенным условиям;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора;
- формировать умение детей воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности.
Для детей младшего дошкольного возраста наиболее приемлемы такие формы обучения конструированию, как конструирование по образцу, по модели, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу. Суть его заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, решает задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели - усложнённая разновидность конструирования по образцу. Детям в качестве образца предлагают модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов, которую дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Это достаточно эффективное средство активизации детского мышления.
Конструирование по условиям. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Детям определяют условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчёркивают её назначение. При этом образца постройки, рисунков и способов её возведения не даётся. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого строить свою практическую деятельность.
Конструирование по замыслу. Данная форма организации обучения обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.
Методы, используемые на занятиях по LEGO-конструированию с детьми младшего дошкольного возраста: наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный, практический, словесный, игровой, частично-поисковый.
Приёмы:
- рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе;
- обследование LEGO- деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, цветом. Совместная деятельность педагога и ребенка;
- воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы;
- краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей;
- использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета;
Для воспитателей детского сада LEGO-конструирование является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.
- Социально-коммуникативное развитие. LEGO позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Наборы LEGO специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.
- Познавательное развитие. В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование.
- Речевое развитие.Развивая речетворчество дошкольников при помощи LEGO-конструктора, воспитатель может предложить детям рассказать о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее.
- Физическое развитие.Помимо мелкой моторики обеих рук LEGO-конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор LEGO можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
- Художественно-эстетическое развитие.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Целесообразно применение в ходе конструктивной деятельности воспитанников дидактических игр из разных образовательных областей.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной для ребенка. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей, что является сильным и действенным стимулом к занятиям по конструированию, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей в создании изделия. Очень важно, надо отметить и конечный результат - оценка деятельности ребенка. Результаты работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Итак, игры с конструктором LEGO способствуют воспитанию социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка, являются актуальными в системе дошкольного образования и неразрывно связаны со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной.
Библиографический список
1. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
2. Фешина Е.В. ЛЕГО - конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
3. Безбородова Т.В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.