НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Луценко С.А. Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf




Часто в одной и той же семье к детям относятся по-разному. В результате у них формируются радикально разные самоимиджи, что приводит к радикальным отличиям в их жизни и создаваемым во взрослом возрасте человеческим связям…..

Сьюзан Форвард


Ни для кого не секрет, что детство играет огромную роль на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Именно в детстве, слушая маму и папу маленький ребенок начинает понимать разницу между плохим и хорошим, красивым и некрасивым, правильным и неправильным и этот выбор, зачастую, определяет качество всей дальнейшей жизни человека.
Но, несмотря на обоснованность важности детства практически всеми специалистами, многие родители считают детство своего ребенка, чем-то неважным, самим само разумеющимся этапом развития, который "к счастью" (так как детям необходимо уделять внимание, а потоке современной жизни на это не остается сил) быстро проходит. Многие родители искренне считают, что самоценность детства сильно преувеличенна психологами,
Дефектологами и прочими специалистами, обосновывая свое мнение аргументом, что-де сами-то они выросли и никто ими не занимался.... и вообще, все это современные веяния науки, да и не науки даже, а так.... какая же психология наука? Очень часто в своей деятельности мне приходится сталкиваться с подобной точкой зрения.
Однако, возьму на себя смелость напомнить, что идея самоценности детства имеет длительную историю, начиная с Ж.-Ж. Руссо и Ф. Фребеля (XIX век), сама идея заняла прочное место в умах научных исследователей в XX веке. Так, именно исследователи школы Л.С. Выготского раскрыли глубокое своеобразие отдельных сторон психического развития ребенка дошкольного возраста. Но, несмотря на то, что сама идея самоценности детства далеко не нова ни психология, ни педагогика и по сей день не превратила эту идею в отрефлексированное основание, которое можно было бы считать непреложной истинной для любого родителя.
Вы можете задать вопрос: а нужно ли это? Не только нужно, но и необходимо, так как каждому родителю необходимо понять, принять и всегда иметь в виду, что ребенок – это не маленький взрослый, что он обладает своей неповторимой психологической спецификой, которая имеет право на существование и с которой необходимо считаться.
По данным современной психологии 80-90% программ нашего дальнейшего поведения закладывается в нас в детстве. В этот счастливый или не очень период своей жизни мы получаем систему предписаний и жизненных сценариев от значимых взрослых. Все полученное в этот важнейший период будет окрашивать нашу судьбу в тона оптимизма и творчества или уныния и рутины. Именно от родителей зависит: будет ли жизнь ребенка счастливой или нет.
Возьму на себя смелость напомнить основные этапы детства в психосоциальной концепции личности Э. Эриксона, для наиболее полного освещения выбранной темы, расширенные и подтвержденные современной психологией.

На стадии младенчества (от рождения до 1,5-2 лет) важнейшую роль играет мама, от которой полностью зависит будет ли ребенок на протяжении всей своей жизни доверять миру, считая его приятным, полным добра и радости местом, или, наоборот, страшным местом, полным врагов (плохих специалистов, глупцов и лентяев) в котором нельзя доверять никому. Это одно из самых важных убеждений формируется мамой, и главное здесь не кормление, а комфортная для ребенка обстановка в доме, внимание к ребенку, уверенность в себе мамы, а так же просто ее "счастливость".

На стадии раннего (с 2 до 4 лет) детства главным для ребенка является роль папы. Ребенок уже сам, при поддержке папы, решает задачу формирования своей независимости. В этот период родители могут нанести непоправимый вред стыдя и наказывая ребенка за его провинности. Результат этого периода – либо независимое ощущение "я" на всю жизнь, развитие самоконтроля, языковых способностей, воображения, либо неуверенность, вечные сомнения в себе, стыд и зависимость от других.

На дошкольной стадии (до 6-7 лет) игра занимает центральное место в жизни ребенка. Предметная игра развивает психические возможности человека, а ролевая помогает освоить отношения между людьми. В этот период формируется инициативность или пассивность, активность и предприимчивость, или вялость и чувство вины.
На этом позвольте остановиться. Надеюсь, что представленное эссе вызовет интерес к самоценности детства и, возможно, убедит сомневающихся родителей в том, что их любовь или равнодушие определит дальнейшую жизнь собственного ребенка.

Удачи всем и успехов в самостоятельном изучении этой крайне интересной и важной темы!

Библиографический список

1 С.В. Ковалев «Нейропрограммирование успешной судьбы». –М.: Твои книги,2015. –592.
2 С.В. Ковалев «Мы родом из Страшного детства или как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего», книга вторая цикла «Коды вашей судьбы». Ростов-на-Дону,Феникс, 2006.
3 О.А. Шаграева «Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 –368с.
2018