Данная тема актуальна. Формирование патриотизма нашего подрастающего поколения всегда будет являться важной задачей современного мира. Ведь детство и юность – это самый успешный период для привития чувства любви к нашей родине формирование патриотизма – это постепенное и неизменное становление у учащихся любви к своей родине. И. А. Абрамова, говорила, что патриотизм представляет собой интегрированное качество личности, которая включает в себя знания, взгляды, убеждения, патриотическое чувство, уважительное отношение к историческому прошлому и конечно же к традициям, умения нести ответственность за свою Родину, вставать на защиту, быть готовым выполнить гражданский долг, помогать развитию Родины. На современном этапе развития нашего общества патриотическое воспитание осуществляется через решение следующих задач: - утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям; - создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; - воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, 13 создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского долга; - привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; - создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие искажению и фальсификации истории Отечества; - формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие ребёнка со взрослым – это общение и совместная деятельность, которые будут направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые становятся внутренними мотивами поведения. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношений к своей семье, к самым близким людям — к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления могут быть пока не осознаны ребёнком глубоко, но они всё равно играют огромную роль в становлении личности патриота. Сущность патриотического воспитания в начальной школе заключается в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто потому, что так надо – любить Родину, в том, что дети узнают, какая она – наша Родина, что они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать и любить её. Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются лишь основы патриотизма. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать: 1. Формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»; 2. Уважение к культурному и историческому прошлому России; 3. Ценностное отношение к старшему поколению; 4. Уважительное отношение к природе; 5. Знание и уважение государственной символики Российской Федерации; 6. Уважительное отношение к истории и культуре других народов. Следовательно, говоря о патриотизме, необходимо сказать о таком компоненте, как его основы – знания: представление о понятии «Родина», знание государственной символики и некоторых культурных традиций России, представление о природных особенностях страны, сведения о народах, населяющих территорию России, о некоторых особенностях их культуры. Формирование патриотизма у младших школьников в процессе обучения носит свой характер, связанный с организацией личного опыта обучающихся по осмыслению и переживанию культуры государства, исторических событий, традиций и законов страны. В нашей стране с 1 сентября 2022 года Минпросвящение России запустили в российских школах масштабный проект внеурочных занятий «Разговоры о важном». Цель данной программы, развитие у обучающегося ценностного отношения к родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. Задачи: ¾ формировать понимание российской идентичности; ¾ формировать интерес к познанию; ¾ формировать осознанное отношение к своим правам и свободам, и уважительного отношения к правам и свободам других; ¾ развивать умение выстраивать собственное поведение с позиции нравственных и правовых норм; ¾ создавать мотивацию для участия в социально-значимой деятельности; ¾ развивать у школьников общекультурную компетентность; ¾ развивать умение принимать осознанные решения и делать выбор; ¾ формировать умение осознавать свое место в обществе; ¾ развивать умение познавать себя, свои мотивы, устремления, склонности; ¾ формировать готовности к личностному самоопределению. Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы. Теперь в нашей школьной жизни, есть ещё один помощник в виде программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном». С самой начальной школы должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ. Роль общеобразовательной школы, является основополагающим общественным институтом целенаправленного просвещения и патриотического воспитания учащихся.
Библиографический список
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11-е классы. - М.: Вако, 2009. - 122 с. 2. Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25. 3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. - 2010. - №2. - с. 374. 4. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с. 5. Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю / С. Е. Матушкин. – Челябинск, 2000. – 152 с. 6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. - Москва: Учитель, 2008.