Информационные технологии в современном образовательном процессе

Цыбизова С. А. Использование системы интерактивного тестирования «VOTUM» на уроках в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


1.Введение

Всем известно, что работа учителя похожа на айсберг. Со стороны видна лишь его верхушка – уроки в классе, а другая часть, связанная с планированием, подготовкой занятий, оформлением документов и сдачей отчётности частенько остаётся «под водой».
На помощь учителю приходят информационные технологии, цель которых облегчить труд учителя и усилить мотивацию ребёнка к стремлению овладеть новыми знаниями.
Актуальность проблемы, её практическаязначимость определили направление педагогического опыта – использование новых технологий при проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Правильно организовать и хорошо продумать систему проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – одна из задач организации учебного процесса. Систематическая проверка воспитывает у обучающихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижении учеников и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.
Задача учителя – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Эту задачу можно решить с помощью тестов. Тестирование организует непрерывный и быстрый контакт знаний, который выполняет роль обратной связи в системе учитель-ученик, обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала.

2.Технология опыта

До недавнего времени в обучении на своих уроках я применяла преимущественно традиционные методы проверки – устный и письменный опрос, бумажные тесты и иногда онлайн-тесты на различных сайтах. Однако это отнимает много времени, не всегда дает учителю возможность установить обратную связь, немедленно оказать помощь слабым учащимся.
Применение компьютерных тестов при проверке знаний учащихся обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, объективности оценки уровня знаний и является рациональным дополнением к другим методам проверки знаний.
Поэтому при оценивании работ я стала широко использовать интерактивную систему оценивания и голосования «VOTUM ».
VOTUM представляет собой систему образовательных ресурсов последнего поколения, функционирующую как технологический помощник для проведения тестирования. Интерактивную систему тестирования VOTUM® можно использовать на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания и заканчивая итоговым контролем качества знаний, умений и навыков учащихся.
Будучи простой, удобной в обращении системой, VOTUM делает учащихся более вовлеченными в образовательный процесс, а с другой стороны, учитель приобретает возможность мгновенно получать ответную реакцию участников тестирования. Кроме того, система VOTUM помогает учителю в сборе и обработке отчетов о результатах обучения школьников для родителей учащихся и руководства образовательного учреждения.
Эта система имеет ряд преимуществ перед традиционными формами проверки знаний:
- позволяет более рационально использовать время на уроке;
- быстро вовлечь учащихся в процесс обучения, используя в тестах и презентациях графику, видео и аудио файлы и текстовую информацию;
- получить ответную реакцию класса, организовать дискуссию;
- мгновенно получать результаты тестирования (общий по всей группе, с количеством ответов на вопросы и процентом правильных ответов, и индивидуальный, по каждому из учащихся);
- анализировать результаты вместе с учениками, работать над ошибками.
Для работы с системой VOTUM в аудитории необходим только один компьютер, на который устанавливается программное обеспечение VOTUM-web. К компьютеру присоединяется через USB порт радио-ресивер. У каждого ученика, как и у учителя, есть свой беспроводной пульт. Ученики с помощью пультов отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ из нескольких вариантов или набирая ответ на пульте. Сигналы с пультов поступают в компьютер посредством радио-ресивера, обрабатываются программой, и VOTUM мгновенно выдает результаты.
Учитель управляет процессом тестирования с помощью своего пульта и имеет возможность проследить со своего компьютера за выполнением заданий.
Система VOTUM записывает все ответы учащихся и формирует отчеты. Форма представления результатов различна: проценты выполнения, баллы, отметки, диаграмма. Подробные отчеты по каждому классу или отдельному ученику помогают контролировать уровень знаний всего класса и выявлять индивидуально недостаточно усвоенные учениками темы.
Система VOTUM поддерживает несколько режимов.
- «Оценка» - используется для оценивания понимания учащимися материала урока или для контроля работы в ходе занятий. Система записывает результаты в процессе оценки знаний для последующего анализа (чаще используется во время контроля над усвоением темы).
«Соревнование» - этот учебный модуль предлагает учащимся отвечать на вопросы в режиме соревнования (тот, кто нажимает первым кнопку на пульте, получает право ответить на вопрос). Можно использовать в процессе проведения урока-игры, командной игры или игры по типу «Своя игра».
«Опрос» - используется при проведении работы по заранее подготовленному вопроснику, позволяет узнать соотношение мнений и голосов по какой-либо теме. Не требует регистрации участников. Этот вариант можно использовать в том случае, когда не ставится цель проконтролировать знания учащихся.
«Голосование» - этот режим используется для проведения анкетирования, опроса, голосования учащихся. На голосовании учитель задает вопросы устно, пишет на доске или раздает листочки с вопросами, учащиеся отвечают с помощью пультов. По окончании голосования VOTUM генерирует подробные отчеты с выводом результатов в числовом и процентном соотношении, а также ответы всех учеников на все вопросы голосования. Для режима "Голосование" требуется регистрация учащихся в системе.
Итак, как я работаю с системой VOTUM:
Для начала я вбиваю список учащихся своего класса. Это нужно сделать один раз, и они всегда будут в системе. Остается только добавить тест. Учитель может использовать готовую базу тестов, которая поставляется с VOTUM, а также доступна на сайте www.votum-edu.ru бесплатно для любого пользователя. Данная база тестов была разработана учителями и постоянно пополняется.
Подготовка тестовых заданий не отнимает много времени. Возможности изменения начертания текста, цвета, фона позволяет педагогам активизировать внимание учащихся. А режим «отчёта» помогает учителям быстро находить затруднения и ошибки, допущенные детьми. Учитель имеет возможность в конце каждого урока с применением данной техники сделать анализ усвоения учебного материала, обратить внимание на пробелы в знаниях. Мне программа VOTUM нравится своей простотой, доступностью применения и понятностью. Очевидными плюсами программы являются:
1) простой и удобный редактор тестов, позволяющий быстро исправить или добавить вопросы (очень похож на word);
2) простой интуитивно понятный интерфейс всех модулей системы, не требующий много времени на изучение;
3) возможность создания вопросов на домашнем компьютере учителя и перенос их в школу;
4) быстрая регистрация пультов в момент их получения учениками;
Автоматизированную интерактивную систему оценки качества знаний VOTUM применяю и при проведении проверочных работ для текущего контроля, контроля остаточных знаний, тематического контроля, или, например, контроля вычислительных навыков. Для каждого задания имеется возможностьназначения элемента «формируемая компетенция», что позволяет автоматически и незамедлительно получить анализ такой работы с определением уровня усвоенных учащимися предметных компетенций. Программное обеспечение VOTUM e-Rating позволяет легко формировать и редактировать базу тестов из нескольких вариантов.
При проверке домашнего задания использую разные формы, такие, как самопроверка, взаимопроверка и др. Из номеров домашнего задания я составляю тест, учащиеся вводят ответы, и автоматизированная система VOTUM сразу проверяет правильность выполненного задания. Результаты тут же демонстрируются на экране, обсуждаются с учащимися.
В середине урока для постоянной поддержки обратной связи с аудиторией, повышения уровня внимания учащихся может быть использован режим «Соревнование». Для контроля степени усвоения получаемых новых знаний можно использовать режим «Голосование», который позволяет узнать как процентное соотношение мнений или ответов по тому или иному вопросу, так и то, как проголосовал каждый из учеников. Возможности отображения результатов обучения для аудитории, способствует формированию эффекта «удержания аудитории» и поддержанию контакта «учитель-ученик».
В 1 и 2 классах чаще всего я пока использую режим «Оценка». Тестирование в этом режиме провожу в конце урока, для проведения первичной проверки усвоения новой темы, а также, итоговой проверки знаний учащихся.
Это занимает минимум времени на уроке, очень нравится детям и сразу показывает результат. В 3 - 4 классах можно смело использовать модули «Соревнование», «Голосование», «Опрос». Эти модули позволяют высказать своё мнение, проголосовать по какой-либо теме, провести анкетирование и опрос.
Использование интерактивной системы опроса и голосования дает большие возможности: позволяет педагогам создавать адаптированные тесты, мотивировать учебную деятельность и работать в индивидуальном режиме с учащимися. Учитывая психолого-педагогические особенности детей, можно выстроить индивидуально- образовательную траекторию обучения. Система VOTUM позволяет это сделать.
Например, для детей с ОВЗ можно подобрать облегчённый вариант теста и не ограничивать во времени ответа на вопросы, для одарённых детей использовать таймер и модуль «Соревнование».
Система «VOTUM» позволит:
• вовлечь учащихся в процесс обучения, используя в тестах и презентациях графику, видео и аудио файлы и текстовую информацию;
• оперативно перейти от изучаемой темы к тестам для организации контроля качества усвоения материала;
• получить ответную реакцию класса, организовать дискуссию;
• проследить со своего компьютера за выполнением заданий;
• установить таймер для решения тестов, ограничения по времени на ответ;
• мгновенно получать результаты тестирования (общий по всей группе, с количеством ответов на вопросы и процентом правильных ответов, и индивидуальный, по каждому из учащихся);
• анализировать результаты вместе с учениками, работать над ошибками.
Создание тестовых заданий в интерактивной системе имеет очень простую технологию, благодаря этому обучение педагогов занимает мало времени.

4. Результативность опыта

В настоящее время многие учителя используют возможность составлять тест в форме презентации. А это очень важно на уроках в начальной школе, так как есть возможность придать тесту наглядность, что необходимо при работе с младшими школьниками.
Классические формы контроля и автоматизированные можно гибко сочетать. В некоторых случаях, на уроках обобщения, систематизации или коррекции знаний, в классе одна часть учащихся выполняет обычную письменную работу, в которой необходимо показать все этапы решения заданий для комплексного контроля уровня знаний. Другая часть класса выполняет тест в системе VOTUM, например, для контроля остаточных знаний по теме с последующим автоматизированным получением результата и анализа.
Конечно, не всё содержание обучения и не все компетенции могут быть проконтролированы с помощью тестов, но достаточное большое их количество автоматизации подлежит, надо только уметь формулировать задания так, чтобы их можно было бы проверить с помощью средств автоматизированного контроля.
Используя интерактивную систему тестирования VOTUM, уроки получаются интересными, насыщенными. Работать с программным обеспечением не сложно. Деятельность учителя и учеников становится более эффективной и успешной.


Список используемой литературы

1.       Вайндорф-Сысоева М. Е., Хапаева С. С., Грязнова Т. С., Шаверина Д. А. Мониторинг знаний на уроке: технология применения интерактивной системы оценки и качества знаний VOTUM. Москва – 2013;
2.       Ефремова Н. Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Москва – 2003;
3.       Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения. Москва – 2007;
4.       База тестов VOTUM www.votum-edu.ru


2022