Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Немна С.А., Кучерова Д.В. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Библиографическое описание:
Немна С.А., Кучерова Д.В. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Мозг каждого человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенное действие. Правое полушарие отвечает за творческие способности личности, левое – за способность к логическому мышлению. Научные исследования доказали, что у каждого человека одно полушарие функционирует больше, чем другое, в зависимости от особенностей и индивидуальных характеристик человека. Но для успешного выполнения всех интеллектуальных процессов необходима работа обоих полушарий с одинаковой нагрузкой. Именно поэтому достаточно важным является развитие межполушарных связей. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, воображение, мышление.

В мире наблюдается колоссальный прирост детей с недостатками речевого развития, он превысил все показатели предыдущих лет. Неоспоримый факт, что богатая и правильная речь ребенка помогает выражению мыслей, расширяет возможности в познании мира, облегчает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляет его умственное развитие. И наоборот, дефекты речи вызывают у детей ряд комплексов: повышенную утомляемость, низкую работоспособность, несформированность психических процессов, частые заболевания. Много среди детей с недоразвитием речи невнимательных, неспособных сосредоточится и правильно выполнить заданную работу. В дальнейшем эти дети плохо учатся в школе, медленно читают и пишут, делая большое количество ошибок, такие дети, испытывают сложности при счете или при выполнении математических задач. Чаще всего это не связано с тем, что ребенок не хочет быть успешным или не старается. Причины проблем с учебной деятельностью связаны с особенностями анатомического строения головного мозга (наличия левого и правого полушария) и его деятельностью.

В современных условиях проявление инициативы свободного выбора оптимальных технологий комплексного ухода за детьми с тяжелыми нарушениями речи становится особенно актуальным.

Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является дисгармоничная работа полушарий головного мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушариями. Каждое полушарие воспринимает и анализирует полученную информацию по-своему, тем самым обеспечивая полноценный анализ и синтез полученной информации. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее принимает основную нагрузку на себя, а другое блокируется.

Нарушения взаимодействия могут вызваны разными причинами, как органического, так и функционального характера. К органическим можно отнести болезни матери, прием лекарственных препаратов, стрессовые ситуации и многое др. Функциональные причины – это неврозы, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т.д.

Целостность мозга состоит из функционирования двух полушарий, которые связаны между собой системой нервных волокон. Оно не заменимо при передаче информации из одного полушария в другое. При разрозненности межполушарного взаимодействия не наблюдается целостного обмена информацией между ними. Поэтому развивать межполушарные связи желательно с детства. Чем лучше они развиты, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Усовершенствование мыслительных процессов требуется начинать с развития движения тела и пальцев. Наука о развитии головного мозга при помощи движений называется- кинезиология. Кинезиологические упражнения могут быть рекомендованы для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Кинезиологические методы значительно влияют на умственные и физические способности детей. Так же они способствуют активизации больших полушарий коры головного мозга, что приводит к развитию способностей детей и помогает корректировать проблемы в разных областях психики. Традиционные методы, применяемые в логопедических практиках, не приносят устойчивых положительных результатов. В противоположность этому, кинезиологический метод коррекции направлен конкретно на возникновение психологических отклонений в становлении ребенка, при помощи него не только снимается отдельный симптом, но и совершенствуется жизнедеятельность и улучшается продуктивность прохождения психических процессов.

Данные упражнения можно разделить на группы, применяют их для развития трех видов сенсомоторных навыков и трех основных движений, которым учится человек: движение, равновесие и сенсомоторная координация.

К первой группе относятся энергетические упражнения: поддержания равновесия в статистическом состоянии и в движении (примером может служить, удержание в определенном положении головы, в процессе ходьбы).

Вторая группа-срединные движения, включают в себя навыки общения (смотрение, слушание). Эти упражнения помогают изучить сенсомоторную координацию. Их используют для развития координации между движениями глаз и рук.

Желательно выполнять все упражнения с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает у детей определенное настроение. Это успокаивает, настраивает на ритм упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Несколько правил по применению упражнений:

- четкое выполнение движений;

- в начале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;

- все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;

- заниматься ежедневно;

- занятия должны быть оформлены в виде игры;

- продолжительность занятий от 5 до 20 минут;

- одно упражнение не должно занимать более 2 минут;

- внутри комплекса упражнения можно, как угодно, менять местами.

На занятиях педагоги-дефектологи часто используют кинезиологические приемы. К кинезиологическим приемам можно отнести дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, релаксации, развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами, сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов), упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Так же в структуру занятий входят игры на работу двумя руками, музыкальные инструменты, мячи различной фактуры, различные предметы для отработки ритмов, с помощью которых параллельно закрепляются заданные звуки.

Почувствовав ритм, ребенку легче запоминать и автоматизировать звуки. Соблюдение ритмического рисунка развивает внимание, память и формирует слоговую структуру, если к движению добавляется звук или слог.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что систематическая реализация комплексов кинезиологических упражнений помогает активизации межполушарного взаимодействия, так же способствует синхронизировать работу полушарий головного мозга. Осуществляет без сомнения позитивное воздействие на коррекцию обучения, бесспорно, содействует развитию интеллекта и повышает физическое здоровье. Развитие межполушарных связей головного мозга оказывают помощь в социальной адаптации детей, уменьшает астеничность, повышает работоспособность, легко нормализуются речевые нарушения, память и концентрация внимания.

Согласованная работа обоих полушарий головного мозга является основополагающей интеллектуального развития человека, что гарантирует дальнейшее успешное обучение в школе.
2023