Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf
В связи с введением в систему дошкольного образования компонента инклюзии, закономерно возникает вопрос о социализации ребенка с ОВЗ в обществе сверстников. Тема актуальная, однако, мне хотелось бы обратить внимание на способность и готовность социальной среды принять ребенка с ОВЗ. То есть о наличии в социальной среде толерантного отношения к ребенку с ОВЗ. Такой малыш не всегда имеет возможность, готов, достаточно развит, чтобы предпринимать активные действия для социализации, адаптации в коллективе сверстников. Нормативные дети, в свою очередь не всегда способны, умеют взаимодействовать с ребенком ОВЗ в силу малого жизненного опыта, сложившихся установок, развития эмоционального интеллекта.
При работе с ребенком ОВЗ в группе нашего детского сада мы столкнулись с некоторыми особенностями его поведения, которые препятствовали социализации малыша в группе детского сада. Ребенок практически постоянно играл один, а сверстники с ним не контактировали. Вследствие чего была сформулирована цель: выстроить комплексную работу в группе детского сада, которая будет способствовать развитию толерантности нормативных детей к ребенку ОВЗ.
В процессе работы нам приходилось решать следующие задачи:
1. Сформировать у нормативных детей мотивацию к общению с ребенком в ОВЗ;
2. Сформировать положительный образ ребенка с ОВЗ;
3. Дать детям образцы поведения с ребенком ОВЗ в различных ситуациях;
4. Объяснить в доступной для детей форме причины поведения ребенка с ОВЗ и вызвать чувство эмпатии, сопереживания.
Занимаясь изучением вопроса о возможности развития толерантности у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что начинать формировать основы толерантного поведения необходимо в среднем дошкольном возрасте. Это связано с рядом возрастных особенностей детей 4-5 лет. В этот период активно проявляется стремление дошкольников к общению со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок усваивает нравственные понятия и учится применять их в жизни по отношению к себе и другим. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные, сказочные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. В этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание. У дошкольника формируется не только представление о его качествах и возможностях (образ реального “Я” - “какой я есть”), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” - “каким бы я хотел быть”).
Этот важный компонент личности позволяет сформировать у ребенка мотивацию – желание быть таким как понравившийся герой сказки, мультфильма, добрым, уметь договариваться, дружить. В дошкольном возрасте основой мнения о сверстниках является характеристика взрослого. Поэтому взрослый, может сознательно формировать у нормативных воспитанников положительное отношение к ребенку с ОВЗ.
Указанная характеристика позволила нам подобрать методы, которые способствуют решению сформулированных задач и организовать комплексную работу с детьми по формированию толерантного поведения в средней группе детского сада, которая представляет из себя несколько блоков.
1. Занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта и поведенческих моделей. Развитый эмоциональный интеллект – это умение понять, осознать и регулировать собственные чувства и эмоции, а также понимать чувства других детей. Поведенческий тренинг позволяет развивать навыки сотрудничества, дружеского поведения через игровые ситуации и упражнения.
2. Непосредственно сказкотерапия направлена на введение установок толерантного восприятия ребенка с ОВЗ, обсуждение и усвоение особенностей поведения нормативных детей с ребенком ОВЗ, позволяет осознать и проработать собственные эмоции.
3.Отработка полученных навыков в реальной жизни в группе детского сада дает возможность закрепить и оптимизировать формы толерантного поведения под контролем взрослого.
Таким образом, мы посчитали целесообразным помимо традиционных коррекционных-развивающих занятий, применять метод сказкотерапии. Это один из проблемно-ориентированных подходов, направленных на решение вопросов воспитания, коррекции поведения, снятие эмоциональных проблем. Работа с воспитательной или терапевтической сказкой строится на основании механизма идентификации и подражания. Ребенок легко принимает на себя роль понравившегося героя и хочет быть на него похожим. То есть включается процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Взрослый с использованием метода может вводить желаемые нравственные установки, которые ребенок воспринимает, как собственные. Малыш отождествляет себя с положительным героем, который в сказках демонстрирует толерантное отношение к ребенку ОВЗ. Происходит это потому, что положение такого героя в сказке более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Метод сказкотерапии имеет достаточную степень экологичности, если сказка не соответствует проблемам ребенка, то без вреда воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
Таким образом, через сказку получается ввести положительное отношение к ребенку с ОВЗ, который возможно приносит неудобства другим детям в группе.
Сказка в мягкой форме, опосредованно через сказочного героя позволяет детям объяснить причины поведения ребенка с ОВЗ и сменить их восприятие ситуации с негативного на позитивное.
Сказка позволяет ввести установку «Мы разные, но можем дружить».
Я хотела бы вам представить схему написания сказки, которая позволяет вводить модели поведения для нормативных детей, сформировать толерантные установки, скорректировать эмоциональные реакции.
Схема написания сказки для коррекции поведения.
Универсальная модель «весы».
Особенность ее в том, что в начале сказки детям предлагается негативная модель поведения, а затем позитивная, которая позволяет решить затруднения.
Главным героем сказки может быть только нормативный ребенок, поскольку нам необходимо включить у ребенка механизм идентификации, отождествления. Ситуация в сказке должна быть приближена к реальной, это может быть сказочный, звериный, кукольный детский сад, который посещают разнополые герои, например, зайка, енот, мышка, белочка. Ребенок с ОВЗ рассматривается как второстепенный персонаж, с которым выстраивается взаимодействие. Сказка содержит завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Разберем эти этапы подробнее.
1. Завязка начинается с описания места действия и героев. Для усиления эффекта погружения в сказочную ситуацию, мы можем ввести присказку (далеко-далеко, за морями, за лесами и т.д.) В одном лесу жили - были звери. Лес был не обыкновенный, а сказочный. Все звери в нем жили дружно, и никто никого не обижал (коротко описание жизни зверей). У них были дети, зверята. Зверята любили вместе играть, они часто шалили, а присматривать за ними, было некому, ведь взрослые звери были заняты. И вот, чтобы зверята были под присмотром, решили звери создать звериный детский сад, чтобы научить зверят там полезным занятиям и подружить их между собой. Воспитательницей в детском саду стала белочка. В детский сад ходили пушистенький серенький волчонок, он был храбрый и веселый, маленькая полевая мышка, она была тихоня и любила играть в прятки (описание персонажей должно быть обязательно положительным, мы включаем черты конкретных детей из группы детского сада).
2. Развитие событий. В этой части возникает проблема, которую подробно описываем в доступной для детей форме.
Однажды в детский сад пришла зайчиха. Она грустно сказала воспитательнице белочке: «Мой зайка очень хочет в детский сад, но он не умеет сам кушать, одеваться, дружить с зверятами». (Описывая проблему опираемся на поведение реального ребенка). Зайчиха очень переживала, справиться ли зайка в группе зверят, будут ли с ним дружить. Воспитательница белочка ответила зайчихе: «Все мы разные, но можем дружить! Приводите зайчика в детский садик!» На следующее утро зайка с мамой пришел в детский сад. Поначалу он очень боялся зайти в группу, ему были неприятны громкие звуки, он пугался ребят. Но мама познакомила его с воспитательницей, и зайка начал постепенно привыкать.
Зверята очень удивились, почему зайчик себя так ведет, он не хочет с ними играть, он плачет или сидит в уголочке один. Они подошли к воспитательнице и спросили о зайке. (В этом разделе важно отразить конкретные чувства детей по отношению к ребенку ОВЗ)
3. Кульминация. Вводится главный мотив изменения поведения нормативных детей – это дружба всех в группе, поясняется конкретная модель поведения нормативных детей, разъясняются особенности поведения ребенка ОВЗ, вводится установка «все мы разные, но можем дружить».
Воспитательница усадила всех зверей на стульчики и сказала: «Ребята, все мы разные, мы отличаемся по цвету, форме ушей, цвету глаз, даже ведем мы все себя по-разному, кто-то быстро привыкает к новому, а кому-то как зайке нужно больше времени, чтобы перестать пугаться новых зверят, подружиться. Если мы с вами ему поможем, будем дружелюбны, улыбчивы, дадим ему время привыкнуть, он будет чувствовать себя в группе уверенней и спокойней. Мы можем улыбаться ему и разговаривать с ним, даже если он не отвечает, он нас слышит, дружелюбно делиться с ним игрушками, тогда все мы сможем подружиться.
4. Развязка. После прочтения сказки, следует обсуждение событий, эмоций детей, делаются выводы.
Зверята внимательно посмотрели на зайку, который сидел в уголочке и перебирал кубики. И медвежонок сказал: Белочка воспитательница, получается, если мы с зайкой будем дружелюбны, он поймет, что мы его друзья?
Белочка ответила: Какой ты молодец, медвежонок, к какому важному выводу ты пришел! Я очень рада, что в нашей группе такие добрые и отзывчивые зверята! И когда зайка привыкнет, мы все вместе сможем дружить. То есть, эмоционально закрепляется вводимая модель поведения.
Таким образом, дети воспринимают дружбу, как ценностную установку, которая для них имеет значение. Конечно, дошкольники 4-5 лет еще достаточно малы, чтобы сформировать у них понятие толерантность в полной мере, но развитие отдельных ее компонентов даст возможность такому ребенку в будущем гораздо легче воспринимать мир во всем его многообразии.
Библиографический список
1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.2. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.
4. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред.О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. - 16-е изд. - М.: Академический проект, 2020. - 208 с.