Образ современного успешного человека невозможен без определённых знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности и её структурированию.
Мотивация в психологии - это совокупность побуждающих факторов определяющих активность личности. К ним относятся: мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые и обуславливают поведение человека.
Мотив - это относительно устойчивые проявление, составляющие личности. Утверждая, что определённому человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Много зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. Чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удаётся задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.
Общий уровень мотивации зависит от:
1. количества мотивов, которые побуждают деятельность;
2. актуализации ситуативных факторов;
3. побуждающие силы каждого из этих мотивов.
Мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложные задания, требования учителя, обстановка в окружающем социуме, сильно влияют на мотивацию учащегося в определённый временной промежуток. Ситуативные факторы изменчивы, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом.
Потребность - это нужда в чём-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом, внутренний побудитель активности.
· Физиологические или биологические - потребности свойственные животным и человеку (потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, дыхании, воспроизводстве рода и т. д.).
· Потребности в безопасности - это потребность в стабильности и защите, в структуре, упорядоченности, порядке, законе.
· Социальные потребности - это совокупность желаний, возникающих в процессе жизнедеятельности в социуме и при взаимодействии с окружающими. Они носят исторический характер и зависящий от уровня экономики и культуры (общение, уважение, дружба, признание заслуг, взаимопонимание, любовь и т.д.).
Стимул - это воздействие, обуславливающее динамику психологических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Классификация мотивации по Якобсону П.М.
Мотивация - это совокупность всех факторов, как личностных, так и ситуативных, которые побуждают человека к активности.В классификации мотивации по Якобсону П.М. мотивы бывают:
1. Отрицательные мотивы.
Когда побуждения учащегося, вызванные осознанием определённых неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться (выговоры, угрозы родителей и тому прочее). При таком мотиве обучение проходит без всякой охоты, без интереса к получению образования, и без интереса к посещению учебного заведения. Здесь мотивация осуществляется по принципу «из двух зол выбирай меньшее».
Этот мотив позиционируется как необходимость. Он присущ некоторым учащимся и не может привести к успехам в учении.
2. Мотивы, связанные с вне учебной ситуацией, имеющей положительное влияние на учёбу.
Воздействия со стороны общества формируют у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить образование и стать полноценным гражданином, полезным для общества. Такая установка научения, если она устойчива и занимает существенное место в направленности личности учащегося, делает учение не просто нужным, но и привлекательным. Даёт силы для преодоления затруднений, для проявления терпения, усидчивости, настойчивости.
3. Мотивы, связанные с процессом учебной деятельности.
Побуждают учиться, активизируют любознательность и стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала. Мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы. Специфика мотивации учебной деятельности зависит от личностных особенностей учащихся. От потребности в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совершать усилия над собой, устойчивости к неудаче и тому прочее. Чтобы ученик начал изучать предмет, необходимо, чтобы он чётко понимал задачи, которые перед ним стоят, а также не имел внутреннего «отторжения», т.е. должен внутренне принять необходимость выполнения конкретных поставленных задач, которые должны стать значимыми для него.
Психологические принципы направленные на формирование мотивации учения у школьников (Маркова А.К.)
1. Учёт возрастного своеобразие деятельности и мотивации обучаемых, определение ближайших и дальних перспектив развития мотивации. Включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий с другим человеком.2. Появление психических новообразований школьника в деятельности, проявляющихся применительно к мотивации в новых типах отношений:
· к изучаемому объекту - познавательная активность;
· к другому человеку - социальная активность;
· к себе - умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу.
На основе этих новообразований личность обучаемого формируется как субъект учебной деятельности, субъект взаимодействия, субъект своей мотивационной сферы.
3. Включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий с другим человеком.
4. Ориентация на единство двух общих принципиальных путей формирования мотивации в обучении. Усвоение школьником «знакомых» мотивов как эталонов, предлагаемых обществом, путь «сверху вниз». Включение ребёнка в различные виды деятельности, приводящее к формированию реально действующих мотивов, путь «снизу вверх».
5. Качественные изменения отдельных сторон мотивационной сферы, усложнение её строения, произвольная регуляция как показатели сформированности новообразований в этой сфере
6. Возможность программирования характера мотивации через тип учения.
Формирование мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности в целом, причём познавательные мотивы перестраиваются быстрее и легче, чем социальные. Познавательная активность, в свою очередь, включает все виды активного отношения к учению как к познанию. Наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания и все виды познавательных мотивов.
Формирование побуждений к учению является одной из важнейших проблем в начальной школе и крайне важно, чтобы младший школьник осознавал мотивы учения, так как именно это и закладывает основу его интеллектуальной и волевой активности, формирование и его отношения, и стремления к процессу познания.
Младший школьный возраст наиболее подходит для формирования умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность учебного процесса и определяет успешность учащихся.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели - все это важные составляющие мотивационного процесса. У учащихся, проявляющих интерес к этой или иной теме, наблюдается стремление к проявлению самостоятельной исследовательской деятельности, что способствует развитию всевозможных когнитивных, познавательных процессов. Это оказывает положительное влияние на успеваемость по всем изучаемым предметам.
Факторы, которые оказывают влияние на формирование мотивации к учебной деятельности у учащихся:
· содержание учебного материала;
· организация учебного процесса;
· стиль педагогической деятельности учителя;
· форма учебной деятельности (групповая или индивидуальная)
· Оценка результатов учебной деятельности учащегося или группы учащихся.
Факторы влияющие на формирование мотивации должны носить положительные окрас. Ученик не должен ощущать негативную психологическую атмосферу. Даже при необходимости критики следует изначально сконцентрировать внимание на позитивных аспектах выполняемой учеником деятельности. Положительное восприятие педагогом своих учеников и самого себя способствует развитию позитивной самооценки и внутренне учебной мотивации. Если педагог способен создать в классе атмосферу взаимного уважения и доверия, то его деятельность будет успешной, так как будут отсутствовать факторы, провоцирующие тревожность и другие психологические барьеры, формирующие препятствия для получения новых знаний. Учитель должен помнить, что неправильное или не интересное занятие, а также негативная обстановка в коллективе способствуют потере интереса к обучению и может привести к проявлениям асоциального или девиантного поведения учащегося. Стремление к учению проще всего начинать формировать с первых дней пребывания ученика в школе. Задача учителя построить весь учебный процесс так, чтобы получение или перенимание знаний и умений сопровождались формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся. Разные школьный возраст способствуют развитию отдельных сторон мотивационной сферы и определяются различными видами интересов.
В младшем школьном возрасте преобладает познавательный мотив, ученик хочет понять, что такое учиться и активно проявляет интерес к первым написанным буквам, к получаемым отметкам и многому другому. Освоить новую социальную позицию в качестве школьника.
В среднем школьном возрасте преобладают социальные мотивы, активно выражено в стремление занять определённое место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с другими людьми в учебном процессе.
В старшем школьном возрасте наиболее интересными бывают познавательные мотивы самообразования, активно формируются мотивы способствующие выбору будущей профессии, укрепляются социальные мотивы и включение в группу сверстников.
Для того чтобы правильно начать работу со школьником, который не хочет учиться, нужно точно выяснить причины его не желания.Помочь выяснить данные причины может школьный психолог.
Причинами отсутствия интереса к учению могут быть:
1. пробелы в знаниях;
2. отсутствие приёмов и навыков учебного труда;
3. нарушение взаимоотношений или смысловые барьеры с родителями, учителем, сверстниками;
4. несформированность у школьника отдельных сторон мотивации или преобладание узко познавательных мотивов;
5. сильные вне учебные интересы.
Рекомендации учителю по формированию мотивационной среды учащегося.
Во-первых, нужно грамотно планировать учебное занятие. Необходимо определить ключевые идеи темы, принципы, основные единицы.Для поддержания интереса необходимо привнести элемент неожиданности, возможность переключения с одного вида деятельности на другую.Во-вторых, не допускать усложнённости или упрощенности учебного материала. Предлагаемая информация должна быть адаптирована под психофизиологические особенности и возрастные способности учащихся. Поставленные учебной задачи не должны быть лёгкими, а должны вызывать определённые трудности, что поможет осознать ощущение вложенного труда и способность к преодолению препятствий. Но нужно помнить, что чрезмерно трудные задачи будут вызывать отрицательные переживания неуспеха.
В-третьих, делайте акцент на положительные результаты в работе. Даже незначительное улучшение в качестве выполняемых задач следует поощрять. Таким образом даётся стимул к дальнейшему стремлению и усердию в учебной деятельности. Не стоит захваливать школьников, так как этим обесценивается похвала.
В-четвёртых, предоставляйте учащимся возможность решения поставленных учебных задач самостоятельно. И помните, что задачи должны быть интересными и захватывающими.
В-пятых, следует активно привлекать школьников к обсуждениям по различным вопросам. Организуйте дискуссии, обсуждения, споры, познавательные игры и другие виды деятельности. Но не забывайте об адекватной оценки происходящей ситуации.
В-шестых, оцениваете не только итог работы, но также пути и способы её решения. Это будет способствовать удовлетворению ученика учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях.
В-седьмых, включайте школьников в процесс оценивания и это будет формировать самоконтроль, поможет повысить интерес к выполняемой деятельности.
В-восьмых, используйте воспитательную роль классного коллектива, но не стоит перебарщивать с элементом соперничества, так как столкновение с неудачами снижает познавательную активность.
В-девятых, поддерживайте позитивную психологическую атмосферу в классе.
В-десятых, правильно определяйте и состав группы. При наличии конфликтов среди участников, необходимо их своевременное разрешение, так как это может повлиять на общее психоэмоциональное состояние как одного учащегося, так и всего класса, что может привести к снижению учебной активности.
В-одиннадцатых, осуществляете руководящую и направляющую деятельность (координаторство). Учитель должен осуществлять руководство работы детей, учить их способам взаимодействия и в тоже время не быть диктатором. Педагог должен лишь направлять учеников и контролировать процесс выполнения поставленных задач, ане выполнять задания за школьников.
Рекомендации родителям по формированию мотивационной среды учащихся.
1. Помогайте ребёнку во всех начинаниях, не упрекайте и не ругайте, если что-то не получается пошагово объясните, что не так, как нужно и что делать, чтобы в следующий раз такого не получилось.2. Активно включайтесь познавательные виды деятельности вместе с ребёнком, которые не относятся к школьной деятельности. Вместе рисуйте, читайте сказки по ролям, собирайте конструктор и т.д.
3. Проявляете интерес к школьной жизни ребёнка, необходимо чтобы он чувствовал вашу причастность к его делам.
4. При необходимости оказываете помощь в выполнении домашних заданий, но не стоит выполнять задания за ребёнка. Ваша задача лишь направлять и координировать работу школьника.
5. Адекватно оценивайте возможности вашего ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми и предъявляйте требования исходя из возможностей, а не желаний.
6. Показывайте ребёнку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний и своим примером ориентируйтесь его на стремление к учению.
7. Не перегружать ребёнка сложными заданиями. Необходимо начинать с простых, понятных, легко выполняемых действий и постепенно усложнять нагрузку.
8. Привносите в выполнение уроков разнообразие и новизну. Новые карандаши для рисования, новая настольная лампа, интересная книжка и так далее.
9. Создайте ребёнку уютный и комфортный уголок для занятий и дайте ему возможность обустроить всё самому.
Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность показателей учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Несформированность мотивов учения неизбежно приводит к ухудшению успеваемости и деградации личности. Для определения причин конкретного поведения ребёнка педагогу необходимо знать, понимать и учитывать возрастные, психоэмоциональный и психофизиологические особенности школьников, что поможет не только понимать, но и оказывать влияние на мотивы школьников и их действия. Формирование мотивации ориентирует ребёнка на решение поставленных задач, максимально призывая к проявлению активности и самостоятельности, где желательные мотивы и цели складываются и развиваются с учётом уже имеющегося опыта и индивидуальных особенностей самого ученика.
Библиографический список
1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя . –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.2. «Психологические проблемы мотивации поведения человека», П. М. Якобсон, Просвещение, 1969
3. https://www.turboreferat.ru/psychology/yakobson-pm-psihologiya-chuvstv-i/100646-521222-page3.html