Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Ворожбит А. К., Немченко И. А., Четвёркина Е. П. Воспитание сознательной дисциплины у воспитанников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно в настоящее время, когда очень часто можно встретить жестокость, насилие, девиантное поведение несовершеннолетних, отсутствие гуманности и доброты, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Вполне понятна большая роль в этом воспитателя. Во внеурочное время он использует различные формы и методы воспитания дисциплины. С первых дней работы он стремится установить твердый режим и четкий внутренний распорядок, разъясняет правила для воспитанников и приучает к их выполнению, заботится о внешнем оформлении группы, о чистоте и порядке. Без создания необходимых внешних условий, порядка, без признания авторитета воспитателя нельзя строить процесс воспитания. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание воспитаниками необходимости соблюдения дисциплины в школе, общественных местах, в личном поведении, готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, проведения свободного времени; самоконтроль в поведении. В педагогической литературе понятие «дисциплина» рассматривается следующим образом: умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива (Е. Л. Брюнелли); соблюдение учащимися определенных правил поведения (В. Е. Гмурман). Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Дисциплина - это продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия. Сознательная дисциплина и высокая ответственность являются результатом всей системы воспитания. Они формируются и укрепляются постепенно, в процессе воспитательной работы и осуществления единых требований воспитателей. Сознательная дисциплина оказывается в осознанном выполнении общественных принципов и норм поведения, основывается она на сформированности у воспитанников таких черт:
а) дисциплинированность - стремление и способности личности управлять своим поведением в соответствии с общественными нормами и правилами;
б) обязательность - осознание личностью необходимости соблюдения общественных и моральных норм, подчинение своего поведения их требованиям;
в) ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или вреда для общества, сравнивать свои поступки с господствующими требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресс.
Рассматривая проблему сознательной дисциплины в воспитательном плане, можно утверждать, что она является как результатом, так и предпосылкой воспитания отдельных черт личности.
Без сознательной дисциплины нельзя воспитать в детях трудолюбия, организованности, умения планировать. Она способствует формированию у воспитанников культуры поведения, адекватному включению в учебно-воспитательный процесс, создает условия для преодоления недостатков. Важнейшее условие и средство воспитания сознательной дисциплины – установление правильных взаимоотношений воспитателя и воспитанников.
В воспитании сознательной дисциплины воспитанников роль воспитателя особенно ответственна и сложна. Воспитатель доводит до сознания воспитанников мысль о том, что главное в дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу детскому коллективу и обществу в целом. Чтобы успешно воспитывать у воспитанников сознательную дисциплину, воспитатель должен заботиться о повышении своего идейного уровня, овладевать педагогическим мастерством, знать психологию детей, быть требовательным, но в то же время душевным человеком и умелым организатором.
Серьезное влияние на повышение дисциплины оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность воспитанников во внеурочное время, познавательный интерес. С укреплением коллектива, когда уже закладываются навыки и привычки дисциплинированного поведения, возникают традиции и сложились правильные отношения, требования воспитателя меняют свою форму, уходит как бы на второй план. К этому времени уже сформировывается и приобретает определенный авторитет в коллективе детское самоуправление.
Соблюдение преемственности – один из принципов воспитания. В этой работе должны быть четко обозначены два направления: идейно-нравственное просвещение воспитанников, и организация их практической деятельности.
Цель разъяснительной работы состоит в том, чтобы из года в год накапливать у воспитанников знания о нормах и правилах поведения, раскрывать нравственный смысл сознательной дисциплины и на этой основе формировать ответственность за свое поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка.
Одним из направлений воспитания сознательной дисциплины воспитанников является кропотливая индивидуальная работа с воспитанниками, систематически нарушающими правила поведения. Успешное преодоление их недисциплинированности возможно лишь тогда, когда эти воспитанники включены в деятельность детского коллектива и раскрывают свои лучшие качества.
Без дисциплины трудно воспитать в подростках патриотизм, честность, смелость, настойчивость, решительность, распорядительность, умение планировать. Наконец, дисциплина формирует некоторые черты личности, ее моральные качества. Она формирует в воспитаннике сдержанность, стимул к самообладанию, способность контролировать действия и эмоции, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Таким образом, дисциплина играет весьма важную роль, охватывая все стороны жизни, входя в процесс воспитания. Рассмотренные нами различные подходы к раскрытию понятий «дисциплина», «дисциплинированность», «сознательная дисциплина», на наш взгляд, позволяют лучше понять процесс нравственного воспитания воспитанников в целом и в частности; дают возможность эффективнее строить всю учебно - воспитательную работу, особенно на первоначальном этапе становления детского коллектива. При этом, данные выводы позволят лучше организовывать режим; осуществлять контроль за нагрузкой и отдыхом; обеспечить внимательное, бережное отношение воспитателей к воспитанникам. В противном случае, у детей возникают трудности в общении с окружающими, конфликты между сознанием и поведением, в результате чего может развиться социальная дезадаптация.

Библиографический список

1. Музальков А. В. Воспитание сознательной дисциплины учащихся. Елец, 2001.
2. Орехова З. Ф. Воспитание дисциплинированности учащихся на уроке. М., 2003.
3. Пинт А. О. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся. Свердловск, 2005.
4. Раскин Л. Е. Влияние детского коллектива на воспитание сознательной дисциплины. М., 1998.
2022