Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Крокас Л.А. Рецензия на рассказ К. Паустовского «Ручьи, где плещется форель»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

Рассказ написан в 1939 году, входит в цикл о музыкантах. Художественное пространство рассказа – географическое место (Германия): (под копытами коня маршала осталась вся Европа), маленький городок-гостиница-уединенный дом лесничего. От огромного пространства автор привел читателя к некой точке, от которой начинается рассказ, но потом он снова возвращает нас к бесконечности (бесконечность – точка – бесконечность). У героя было бурное прошлое ( он разделял с солдатами тяжесть войны, « он не видел и не знал ничего, кроме утомительных переходов и сражений», не знал, «чем знамениты города, взятые его солдатами во славу Франции. Непрерывная война научила его молчаливости, забвению собственной жизни», у него прекрасное настоящее, каково же будущее? Всеобщая неподвижность городка действует и на героя, для которого остановилось мгновение в домике старого лесничего: в его сердце зарождается «короткая любовь», наступает очищение души, жизнь стала похожей на музыку. Яркий, красочный зимний пейзаж рассказа:
это эмоциональный фон;
композиционная рамка, в которую вставлены события;
время года – зима – символ чистоты (об этом говорят детали: чистый снег, белоснежный платок тапера), но зима – это и холод.
На этом фоне любовь растопила лед в сердце маршала. Красота пейзажа играет и эстетическую роль: как красивы «земля, кованная из серебра, блестящая струя ручья, черный плющ, старающийся согреть «живительные соки» буков». Эта красота природы увидена маршалом именно тогда, когда в его сердце зарождается любовь. Гармония в природе рождает гармонию в душе героя. Слово «ручей» в повествовании многозначно: 1- это символ водоворота жизни посреди природы; 2- зимние ручьи, в которых плещется форель; 3- осенний ручей, который кружил в водоворотах темную листву. Сквозные образы рассказа: свет и музыка. Свет – это звезды, которые мерцают в небе « среди всеобщей неподвижности», огонь в камине (маршалу кажется, что огонь в камине звенит), свет свечей в доме Марии Черни. Любовь в изображении автора тоже свет (« звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах Марии Черни»). В конце рассказа, когда наполеоновские жандармы приходят арестовать маршала, появляется образ факела, который не горит, а источает дым. Как бы говоря нам, что история любви закончена, но она осталась в памяти Баумвейса, простого музыканта, ставшего ее невольным очевидцем. Через весь рассказ проходит и образ музыки. Вначале она слышна в топоте копыт, ее божественные звуки не нарушают тишину ночи, музыку тишины. Далее появляется носитель музыки – простой тапер Баумвейс
( фамилия в переводе означает чистое дерево); под его руками поет рояль, душа героя, огонь в камине). Маршал слушает звуки рояля, и ему кажется, «что вокруг города звучат глубокие и легкие снега, поет зима, поют все ветви буков, тяжелые от снега». Герой чувствует гармонию музыки, которая пробуждает в его душе «музыку» любви. Эта музыка любви зарождается в сердце маршала неожиданно; наступает момент борьбы: с одной стороны, долг солдата, с другой - свобода выбора. В этом и заключается внутренний конфликт рассказа.
Маршал, проснувшись от забвения собственной жизни, делает свой выбор: в нем побеждает сила любви. Поэтому К. Паустовский утверждает, что любовь вечна, она одержала победу, она созидающая сила, основа бессмертия души.

Библиографический список

1.       К.Паустовский. Собрание сочинений. Том шестой/ К.Паустовский.- Москва: Художественная литература.-1969.
2.       И.А.Елисеев, Л.Г.Полякова. Словарь литературоведческих терминов/ И.А.Елисеев, Л.Г.Полякова.- Ростов-на-Дону: Феникс.-2002.
larisakrokas@mail.ru, +7 (963)-686-18-60

2018