Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Парфеньева Н.Н. Методические рекомендации по формированию связной монологической речи у детей с задержкой психического развития с использованием моделирования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf


В основу предоставленных рекомендаций положены материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи таких авторов, как: Р. И. Лалаева, Л. И. Ефименкова, Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёва, которые предлагают вести работу по развитию связной монологической речи у детей поэтапно, а именно:
I этап – формирование навыков ( лексических, грамматических, произносительных), создающих базу для формирования отдельных речевых навыков;
II этап – формирование отдельных речевых умений, обеспечивающих высказывания диалогического и монологического характера;
III – этап формирование целостной речевой деятельности по обучению пересказу и рассказыванию.
Формирование связной речи у детей с задержкой психического развития относится к одной из важнейших задач коррекционной работы . Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении ,педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является использование моделей.
Требования к модели: 
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми. 
3. Самостоятельное составление моделей.
Закономерности формирования моделирования: 
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. 
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений. 
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. 
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.
В коррекционной работе педагогом могут использоваться различные виды моделей.
  Мнемотехника.
Мнемотехнику  называют по-разному:
 Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами.
Мнемотехника-система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
-Развивать связную монологическую речь.
-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
 -Обучать детей правильному звукопроизношению.
-Знакомить с буквами.
 -Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
-Развивать у детей психические процессы.
       Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.    
Мнемоквадрат.
С помощью мнемоквадратов ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видим, руками определяем форму, материал. И уже на основе этого выстраиваем общение с ребенком. Далее идет описание слов-предметов. Это формирует умение воспроизводить представление об объекте.
(пример: пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)



Детям с ЗПР трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. 
    Мнемодорожка 
Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах  обучения ребенка.
     Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы
 наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.
Пример:
У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа огород Федоры,
Там растут помидоры.(Приложение №6)


Разучивание (короткие стихи, простые загадки, чистоговорки);
выполнения алгоритма действий (режимные моменты, правила поведения).
   Следующий этап – работа с мнемотаблицами.
 Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказу художественной литературы, загадыванию и отгадыванию загадок, заучиванию стихов.
   Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
   Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
   Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Пример: Фрагмент по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки. 
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка? 
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше ,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту. 
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка , а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться , пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки



Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
  Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. 
Пример:


   Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны
использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться
классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Пришла Таня в желтом сарафане.
 Стали Таню раздевать –
Стали плакать да рыдать. (луковица)
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.
          В коррекционной работе используются другие варианты схем-моделей:
Предметно-схематические модели(Т.А.Ткаченко)                                          для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.  Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

  Обучение детей составлению описательных рассказов включает несколько этапов:
1.    Научить ребенка замещению реальных предметов схематично изображенными
2.    Научить ребенка «читать» схему
3.    Научить ребенка составлять небольшой рассказ на основе схем
4.    Научить ребенка рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки.
5.    Закрепить навыки составления описательных рассказов с опорой на схемы.
Данная работа проводилась в несколько этапов для того, чтобы закрепить навыки описания предметов. 
        Сначала вся схема рассматривалась полностью, педагог подробно объяснял каждый пункт, дети самостоятельно или с помощью педагога описывали предмет. На обобщающем или итоговом занятии знания по темам закреплялись. Таким образом, у детей происходило накопление лексического материала по таким темам: «Осень», «Зима», «Птицы», «Одежда», «Посуда», «Животные», «Игрушки» и формировался навык составления описательного рассказа.
Т.А. Ткаченко рекомендует усложнять выбор описываемых предметов. Сначала можно предлагать детям описать пирамидку, матрешку, коробочку с мозаикой, коляску для кукол. После того, как дети хорошо освоят схему, можно предлагать им игрушки, при описании которых используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик, мишку, куклу. Схемы описательных монологов Т.А.Ткаченко состоят из нескольких квадратов, в каждом из которых обозначен символ одного из основных признаков описываемых объектов. Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. 

Пример:
Схема рассказа-описания по теме «Игрушки» (Т.А.Ткаченко)



1.    Размер.
2.    Форма.
3.    Цвет.
4.    Из чего сделана игрушка.
5.    Составные части (детали) игрушки.
6.    Как в неё играют.
Пример ответа:
Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.
  Также педагогам могут быть использованы модели с передачей лучевой межфразовой связи.
Пример: Тема «Овощи.Фрукты.»








   В данных моделях использованы те же символы, но расположены квадраты с символами веером, что позволяет показать детям лучевую связь, когда данное (известное) во всех предложениях одно и то же, а новая информация каждый раз дополняется. Введение дополнительных символов (кружков разного цвета) позволяет также обозначить и способы связи, например, местоименной и синонимической.
       Практика показывает, что недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер. В процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний.
  Таким образом, моделирование является универсальным средством обучения детей с ЗПР особенностям знаково-символической деятельности, умению передать полученную извне информацию об окружающей их среде с помощью доступных средств (моделей).
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, учатся самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У детей повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат. Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми.

2022