Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf
Современное общество характеризуется интенсивным взаимодействием различных культур, широким применением компьютерной техники, развитием средств телекоммуникации, глобализацией всех сфер общественной жизни и ростом межкультурного и межличностного общения, особенно в компьютерной среде. Данные направления развития общества требуют от системы образования подготовить учащихся к жизни в новых условиях информационного общества. Перед российским образованием ставится задача формирования у обучающихся компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Актуальность тематики формирования коммуникативной компетенции личности определяется тенденциями развития современного общества и образования. Интенсивное внедрения информационных технологий в образование определило изучение проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников средствами интернет-ресурсов.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Иноязычная коммуникативная компетенция имеет длительную историю изучения, и в настоящее время существуют несколько ее моделей, функционирующих в образовательных системах (М. Байрам, И.Л. Бим, Дж. Зарат, В.В. Сафонова, Дж. А. ван Эк и др.). Понятие «коммуникативной компетенции» в западной литературе было введено Д. Хаймзом, и изначально использовалось в сфере обучения иностранным языкам, где в настоящее время рассматривается как цель и планируемый результат обучения (И.Л. Бим, Е.Н. Гром, В. В. Сафонова, Е.Н. Соловова). Как показал анализ различных трактовок понятия «Иноязычная коммуникативная компетенция», проведенный Л.К. Гейхман, под этим видом компетенции понимается способность и готовность осуществлять иноязычное общение в определенных программой требованиях, которые, в свою очередь, опираются на комплекс специфических для иностранного языка знаний, умений и навыков, таких, как владение языковыми средствами и процессами порождения и распознавания речи; грамматические знания, умения, навыки, лексические знания, умения, навыки (с учетом социокультурного лексического минимума); орфографические знания, умения, навыки; произносительные умения и распознавание речи на слух, а также, как дополнительный элемент – умение добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного в языковом отношении положения и т.д.
Иноязычная коммуникативная компетенция необходима для корректного решения обучаемыми коммуникативно-практических задач в изучаемых ситуациях бытового, педагогического, научного, делового общения, развития способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития.
Все же коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения, а ее формирование выходит на первый план при обучении иностранным языкам, поскольку она наиболее точно отражает предметную область «Иностранный язык».
Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т. д.
Под образовательными интернет-ресурсами обычно понимаются ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (образовательные и учебно-методические материалы) на определенной ступени образования и для определенной предметной области, а также предназначенные для информационного обеспечения системы образования, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием.
Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. В конечном счете необходимо обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, а также поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи.
Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень.
А такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, так как создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
Глобальная сеть Интернет предлагает учителям иностранного языка множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также аутентичный материал, отбор которого учитель может проводить самостоятельно и адаптировать его к конкретным учебным задачам.
Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы. Общаясь в истинной языковой среде, школьники учатся спонтанно и адекватно реагировать на различные значимые, реалистичные, интересующие и достижимые задачи, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Однако, нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения. Таким образом, грамотно интегрируя информационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, можно:
· формировать и совершенствовать речевые умения, используя современные аутентичные материалы;
· пополнять словарный запас лексикой языка;
· знакомиться с особенностями речевого поведения, культурой и традициями различных народов в условиях общения;
· формировать устойчивую мотивацию иноязычной речевой деятельности учащихся на основе систематического использования «живых» материалов и обсуждения актуальных проблем.
Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться как установление дружеской переписки.
Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее и удобнее.
На более продвинутом этапе обучения, при наличии у учащихся навыков разговорной речи могут использоваться технологии позволяющие общаться «в живую» с представителями изучаемой культуры. На данный момент самый распространённый сервис, предоставляющий такую возможность это «Skype» (программное обеспечение, обеспечивающее голосовую связь через Интернет между компьютерами).
Общение в Интернете может происходить посредством публикации блогов. Примером может служить сервис для изучающих английский язык предоставляемый британской телерадиовещательной корпорацией (BBC) на страницах www.bbc.co.uk.
Изучающим немецкий язык очень поможет в развитии иноязычной коммуникативной компетенции сайт www.dw.com. В разделе «Deutsch lernen» можно найти много обучающих видео (сериалов, которые показывают реальную жизнь в Германии), статей (в дополнении идет аудиоматериал), большое количество тестовых заданий, которые помогут проверить знания, форум для общения с людьми со всего мира на разные темы.
При отборе Интернет-ресурсов для учебных целей учителям необходимо отбирать такой учебный материал, который бы способствовал воспитанию личности ребенка, выработке активной жизненной позиции. Следует помнить о том, что по окончании средней общеобразовательной школы на протяжении всей жизни они будут использовать ресурсы сети Интернет для реализации своих познавательных интересов и потребностей. Задача учителя - научить работать с Интернет-ресурсами, уметь правильно производить поиск, классификацию и анализ информации, а также оценивать ее новизну, информационную и культурологическую ценность.
Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком.
Интернет-ресурсы – большой источник информации, который может быть использован как учителем, так и учащимися. При правильной организации учебного процесса, помимо коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов учащиеся приобретают информационную компетенцию, которая включает в себя овладение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации.
Использование новых информационных технологий в преподавании иностранного языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо.
Библиографический список
1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей школьного возраста Дис. канд. пед. наук. М.: 2001. 32 с.2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8. 2016. 18 с.
3. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. Р.К. Потапова. М.: 2010. 47 с.
4. Британская общенациональная общественная телерадиовещательная организация. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.com ( дата обращения 21.11.2019).
5. Немецкая международная общественная телерадиокомпания и входящая в неё радиостанция и телеканал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com. (дата обращения 21.11.2019).