Развитие речи и обучение родному языку начинается с первых лет жизни ребёнка. Вот малыш произнёс первое слово, затем он умиляет родителей своими первыми забавными предложениями и вопросами.
Важным и основным компонентом речевой среды является живая речь взрослого. С ребенком необходимо постоянно разговаривать. в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуациях (раскладывание игрушек по местам), во время игры, чтения книг. Я разговариваю с детьми в течение дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, объясняю, что предстоит сделать. Обсуждая с малышами события дня, побуждаю их к высказываниям, задаю вопросы. Совершая ежедневные процедуры, комментирую свои действия, используя в речи, подходящие потешки, стишки, напеваю песенки. Я сопровождаю речью все повседневные дела в группе: подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение и т.д. Очень важно проговаривать действия с ребенком. Например, умывание: "Юля, идем умываться. Сначала откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай отожмём воду с рук — вот так делаем "замочек" Где полотенце? Бери своё полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какая чистенькая стала".
Постоянный комментарий происходящего вокруг со временем даёт свои плоды. Дети помогая мне, наблюдая за моими действиями узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого. В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики. Для развития дыхания и слуха использую необходимые атрибуты: султанчики, бумажные листочки, снежинки, мыльные пузыри, колокольчики. Особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики, для этого использую мозаику разного вида, различные шнуровки, деревянный пазл, пластилин, игры с прищепками. Также использую игры с крупой, бусами, сушеными ягодами, орехами, шишками. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание. Немаловажное значение имеет массаж кистей рук: мягкие, массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти.
Работа по развитию понимания речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания предлагаю малышам только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. Например, предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка", "кукла" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза", "рот", "уши" и т.д.), одежда и обувь ("платье", "штаны", "шапка", "шарф", "куртка" и т.д.). Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого предлагаю ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции - предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "Дай пить", "Кукла бай-бай", "Мишка куп-куп", "Зайка топ-топ". Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому стимулирую малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями. Постепенно уровень речевого развития ребенка усложняется. У детей появляются новые речевые навыки, расширяется спектр их возможностей. Для того, чтобы в полной мере использовать новые возможности малыша, необходимо в соответствии с ними менять уровень требования к его речи. Важным компонентом речевой среды являются специальные речевые игры и упражнения, которые целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и способствуют ускорению речевого развития малышей. Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. В своей работе использую следующие игры и упражнения, занятия на речевое развитие: - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, пальчиковые игры и др.; - чтение, рассказывание и инсценировка сказок, стихов, историй, пересказывание их детьми; - рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы; - игры-занятия с предметными и сюжетными картинами; Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей, и в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад. Игры-потешки , такие как "Ладушки", "Сорока-белобока", "Кулачок" и т.д. полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой («хлоп-хлоп», «да-да» и т.д.). Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышам понимание и подражание речи. По мере овладения ребенком речью, он начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией». В звукоподражательных играх, таких как "Деревья шумят", "Насос", "Комарики" развиваются грамматический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки ("Детский сад", "Семья", "Больница", "Шофёры" и т.д.) способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи, что создает условия для развития планирующей и регулирующей функции речи.
Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций. Я считаю, что особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения - названия. При рассматривании картинок учу детей отвечать на вопросы по содержанию и подвожу к составлению коротких рассказов сначала с моей помощью, затем самостоятельно. В совместном рассказывании я беру на себя функцию планирования. Задаю схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. Сначала дети рассматривают картинку, далее отвечают на вопросы о предметах (что это?, кто это?), их признаках и действиях. Затем дети совместно со мной составляют короткий рассказ, после которого дети могут самостоятельно повторить текст. В педагогическом процессе использую разнообразные тематические наборы картинок (посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные, погодные явления и т.п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка умывается», «собака грызёт кость», «мальчик одевается», «дети катаются на санках» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам и стихам). К играм с картинками относятся также различного рода домино, лото и простые сюжетные игры с использованием картинок - заменителей реальных предметов (игры в «магазине», «кухня», «зоопарк», «лечение» животных и др.). Таким образом, игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формируют обобщенное значение слов, развивают грамматический строй речи, стимулируют активное ее использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом. Для развития умения слушать и понимать содержание словесного текста, способности его пересказывать я использую рассказы без сопровождения иллюстрациями. Это открывает для ребенка возможность выхода за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, стимулирует его к использованию в речи сложноподчиненных предложений, слов, обозначающих свойства объектов и их действия, объяснению причинно-следственных связей. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают пальчиковые игры. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. В своей работе использую основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбираю занятия, их интенсивность, количественный и качественный состав (количество упражнений, игр и степень их сложности, варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей). Во время проведения пальчиковых игр сажусь напротив детей, так чтобы наши лица были на одной высоте. Никогда не принуждаю ребенка играть. Если ребенку нравятся игра, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Все пальчиковые игры провожу тремя способами: - Я выполняю движения- ребенок смотрит; - Я выполняю движение руками ребенка; - Ребенок выполняет движение своими руками. Использование всех перечисленных методов и приёмов в образовательной деятельности и режимных моментах способствует своевременному развитию речи детей.
Список использованных источников:
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / Аванесова В.Н. - М.: Просвещение, 2010. - 176с. 2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Аксарина Н.М. - М.: Медицина 2007. - 304с. 3.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Волков Б.С., Волкова Н.В. - М.: Педобщество, 2003. - 240с. 4. Выготский, Л.С. Детская речь / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 2011 - 420 с. 5. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Оверчук Т.И. - СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с. 6.Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Гвоздев Н.А. - СПб. Детство - Пресс, 2012. - 472 с. 7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Сергеева Б.Ф. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с. 8. Миронова Е.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / Миронова Е.А. - М.: Педагогика, 2001. 9. Павлова Л.Д. Малыш учится говорить / Павлова Л.Д. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С.84 - 86. 10. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с. 11. Ушакова О.С. Речевое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы "Теремок". - М.: Издательский дом "Цветной мир", 2019. -80с. 2-е издание, дораб. и доп. учреждения.