Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Мотоева Л. Л. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


В работе с детьми с ТНР необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого как нельзя лучше подходит театрализованная деятельность.
Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности связанные исправлением недостатков речи, не замечая, что на самом деле занят тяжелой работой.
Цель: развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.
Задачи:
·          Развитие мелкой, мимической и общей моторики.
·          Развитие согласования речи с движениями, закрепление речевых навыков и умений.
·          Пополнение и активизация словаря детей.
·          Формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
·          Развитие диалогической речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
·          Развитие выразительности речи детей.
·          Развитие умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
·          Создание естественной среды для развития творческой активности и артистических способностей, фантазии и воображения, отработки речевых, поведенческих навыков детей в театрализованной деятельности.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.
По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:
·          Психофизических способностей (мимики, пантомимики)
·          Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
·          Речи (монолог, диалог);
·          Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
·          режиссерские - здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного);
·          игры-драматизации - предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А.Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо.
Очень важно так же включать в занятия:
·          Игры с пением - хороводы и игры-инсценировки с использованием плясовых и хороводных мелодий с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой – очень полезны для детей с ТНР.
·          Специальные игры развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Кульминацией всей проделанной работы служит спектакль (музыкальная сказка), где дети стараются не только передать словами сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль - главная задача театрализованных игр. А через театральные сказки ребенок приобщается к шедеврам мировой культуры.
Театральные постановки предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и помогают совершенствовать речь ребёнка. Они способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они очень быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, обыгрывая ту или иную сценку.
Стихотворный язык, который присутствует почти во всех сказках-драматизациях, приближен к народной, бытовой речи, поэтому очень доступен детям, легко усваивается и запоминается детьми. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от по­каза спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведе­ние и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизиру­ется, приобретает творческий характер, эмоциональную насы­щенность.
Работа с родителями:
·          Совместная работа по подготовке театрального представления;
·          Заучивание ролей;
·          Оформление, подготовка костюмов;
·          Выставки;
·          Консультации;
·          Открытые просмотры спектаклей, праздников, сказок, игр и т.п.
Таким образом, создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников в театральной деятельности обеспечат нам успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе. Что является одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Библиографический список

1.        Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду – М., 2003.
2.        Буренина А.И. Театр всевозможного – С-Пб., 2007.
3.        Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду – С.Пб, 2007.
4.        Миронова С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи – М., 1987.
5.        Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр – М., 2004.
2020