Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf
Аннотация: Современными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания предусматривается, что работа по физическому воспитанию дошкольников должна осуществляться с учетом национально-культурных условий региона. Именно поэтому мы в своей статье уделили внимание обучению дошкольников чувашским народным играм.
Ключевые слова: чувашские народные игры, сюжетные игры, несюжетные игры.
Подвижные игры благоприятно влияют на детский организм. Особое значение имеют положительные эмоции, возникающие у детей во время игры, оказывающие влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Именно во время подвижной игры регулируются психическая и физическая нагрузка, что доставляет детям удовлетворение и радость. Подвижные игры требуют от детей точных и своевременных выполнений заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами.
Чувашские народные игры отличаются многообразием и национальным колоритом, в них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка. В игре у детей развиваются не только сила, меткость, быстрота движений, ловкость, но также формируются представления о мироздании, национальных обычаях, труде и быте чувашского народа. Игры у чувашских детей были очень тесно связаны с трудовыми действиями, вызывали интерес к труду и готовили их к практической деятельности. В названиях самих игр заключается подсказка об образе жизни наших предков и их занятиях. Например, «На пахоте» («Акара»), «Слепой баран» («Суккăр такалла»), «Рыбаки» («Пулăçсем»), «В лошадку («Лашалла»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи») и др.
Чувашские народные игры отличаются единой целью и одноплановостью действий; сохранившие свою художественную самобытность песни, потешки, жеребьевки, считалки составляют неповторимый игровой фольклор. Чувашские игры условно можно подразделить на сюжетные, несюжетные, и игры, в которых текст определяет характер и последовательность движений играющих. Сюжетные подвижные игры отражают жизненный эпизод, ребенок увлекается игровыми образами, творчески воплощаясь в них. В несюжетных играх содержатся интересные для детей двигательные игровые задания, которые ведут к достижению цели. Например, игра «Разорви цепь» («Ал татмалла»), «Перепрыгни» (Сиксе каç»), «Богатыри» («Паттарсем»).
При подборе и планировании чувашских народных игр учитываются уровень физического и умственного развития детей и их двигательные умения, индивидуальные особенности здоровья каждого ребенка, время года, режим дня, место проведения игры, интересы детей.
Целесообразно правильно организовать детей в чувашских народных играх. Большинство игр требует участия в них группы детей, когда каждый участник подчиняется воле всех играющих. Таким образом, дети приучаются к общению между собой, соблюдению общих интересов. Планируя ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержания и правил, воспитатель должен тщательно подготовиться. Сюжетные игры («Работники» («Еçченсем»), «Меня зовут Иванушка» («Эпĕ Ванюк ятлă») требуют раскрытия содержания в предварительной беседе, в ходе которой дети выясняют задания, у них создается отношение к игровым образам. Для лучшего понимания сюжета игры целесообразно организовать просмотр видео-, кинофильмом, проводить беседы, читать чувашские народные сказки. При объяснении несюжетной игры педагог должен кратко и точно раскрыть последовательность игровых действий, игровые правила и сигналы, а затем проверить с помощью вопросов, как дети поняли игру. При объяснении игр с элементами соревнований («Луна и солнце» («Уйăхпа хĕвел») внимание детей обращается не только на правила и условия соревнования, но и на скорость и качество выполнения игровых заданий. Если игра уже знакома детям, то можно только напомнить правила, а детям старшего дошкольного возраста можно предложить самим вспомнить правила и содержание игры. Таким образом, дети постепенно учатся играть без непосредственного руководства воспитателя.
В чувашских народных играх роли могут распределяться с помощью считалки и жеребьевки, или же самим детям предоставляется выбор водящего. Например, для жеребьевки берутся одинаковые палочки на каждого участника игры, на одной ставится метка. Все палочки перемешиваются в коробке, затем играющие достают по очереди по одной палочке. Ведущим будет тот, кому достается жребий с меткой.
При организации чувашских народных игр педагог следит за выполнение правил игры детьми. Игру целесообразно заканчивать общей ходьбой, постепенно снижая физическую нагрузку, возбуждение детей и приводя пульс в норму. Можно провести вместо ходьбы малоподвижную игру, например, «Колобок» («Йăва»). По окончании игры воспитатель отмечает удачно выполнивших роли детей, указывает на положительные стороны в игре, также отмечает нарушивших правила игры детей, анализируя причины их невыполнения.
Разучивание народных игры, песен, стихов, участие в национальных праздничных действиях приобщает дошкольников к культуре и традициям своего народа.
Список литературы:
Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары, 2003.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.; под ред. С.О. Филипповой. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. − 304 с.