НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Саитова С.О. Организация работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения в ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


I.Введение.
1.1.Актуальность выбранной темы.
«Самое дорогое у человека – это жизнь», писал Н.А Островский. Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение дорожно-транспортных происшествий в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. В этих условиях особое значение имеет заблаговременная подготовка самых маленьких участников дорожного движения – детей.
Проблема дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием детей и подростков, остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество ДТП, которые происходят по вине человека. Ежегодно на дорогах гибнут тысячи людей. Необдуманное поведение взрослых участников дорожного движения во многом является причиной высокого уровня детской аварийности, по их вине погибают дети - пассажиров.
Число детей, пострадавших в ДТП возрастает с каждым годом, и это не может вызывать тревогу. В настоящее время мы имеем трагические цифры статистики детского дорожно-транспортного травматизма.
Родители со своей стороны подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Чтобы изменить отношение людей к этой проблеме, нужно уже в дошкольном возрасте начинать заниматься этой проблемой. Ведь этот возраст является самым благоприятным для формирования навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь воспитанников от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них знаний правил дорожного движения, культуры безопасного поведения.
1.2. Цели и задачи.
Главная цель работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения – формирование осознанных, положительных и устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
v создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
v способствовать усвоению дошкольниками первона­чальных знаний о правилах безопас­ного поведения на улице;
v формировать  у детей качественно но­вых двигательных навыков и бдитель­ного восприятия окружающей обста­новки;
v развивать у воспитанников способности к пред­видению возможной опасности в кон­кретной меняющейся ситуации и по­строению адекватного безопасного поведения;
v воспитывать в детях грамотных пешеходов.
II. Обзор литературы.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой,  Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.
Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей « Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечения, игры, литературный и другой дополнительный материал. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, методистам по дошкольному воспитанию, а так же родителям.
Анализ теоретической разработанности проблемы исследования, свидетельствует о том, что вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению в транспортной среде в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались. Они рассматривались, как правило, в качестве одного из аспектов нравственного воспитания (Р.Б. Стеркина, Н.Л. Князева, М.М. Котик, Т.А. Шарыгина и др.). Так же проблемы безопасности, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привития здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использования разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе,  находятся в сфере внимания таких представителей научной педагогической мысли как Н.Н. Авдеевой, Т.И.Алиевой, О.Л. Князевой, JI.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасовой и ряда других исследователей.
Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки. Эта программа  рекомендована педагогам дошкольных учреждении.
III. Основное содержание.
3.1 Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МАДОУ Детский сад № 27.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе
непрерывного образования, мы уделяем особое внимание обучению детей правилам дорожного движения: разработана и реализуется  программа по ПДД «Школа юных пешеходов»; функционируют отряды юных инспекторов дорожного движения, в 2018 году был оборудован и успешно функционирует кабинет обучения воспитанников ПДД.
Создавая условия для работы в этом направлении, в нашем дошкольном
учреждении назначены ответственные педагоги за организацию профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, ежегодно разрабатывается план по профилактике ДДТТ со всеми участниками образовательного процесса; разработан паспорт безопасности дорожного движения (БДД) образовательного учреждения, в который входят общие сведения о МАДОУ, планы-схемы путей движения транспортных средств и детей, маршруты движения организованных групп детей от ДОУ к детской библиотеке, к гимназии № 3, к школе № 12, к Дому Дружбы Народов. В паспорте БДД так же содержатся методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения.
В детском саду создана учебно-материальная база по профилактике ДДТТ, которая включает: художественные произведения разных авторов по ознакомлению с ПДД, папки накопленного опыта работы педагогов МАДОУ, подборку Всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства». Ежегодно пополняется предметно – пространственная развивающая среда в группах: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал, конструкторы, комплекты для изучения ПДД «Главная дорога», электронные плакаты и другое.
В каждой возрастной группе имеются  центры по изучению правил дорожного движения, в каждом корпусе МАДОУ Детский сад № 27 для проведения профилактической работы  функционирует площадка с дорожной разметкой, с мобильными знаками дорожного движения, где дети практикуются в своих умениях. В фойе для родителей оформлен уголок безопасности.
Изучение дорожной азбуки в детском саду начинается с младшего дошкольного возраста и даётся в определённой системе. В своей работе педагоги используют программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой.В этот курс входят шесть разделов, которые затрагивают основные сферы жизни ребёнка. Шестой раздел «Ребенок и улица» помогает детям познакомиться с основными правилами дорожного движения для водителей, пешеходов, велосипедистов, рассказывает о работе инспекторов ОГИБДД.

Основные направления и формы работы

 с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения


Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы, деловые игры, КВН, семинары, консультации, открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения. Воспитатели и специалисты взаимодействуют в работе по формированию навыков практического применения и соблюдения детьми правил дорожного движения.
Педагогический коллектив МАДОУ Детский сад № 27 в работе с детьми использует современные образовательные технологии: обучающие игровые ситуации, моделирование, проектирование, информационно-коммуникативные технологии. Использование проектов с участием родителей, инспекторов ОГИБДД в образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения позволяет поддерживать интерес к данной теме на протяжении длительного времени и закрепить результаты во время проведения праздничных мероприятий, выставок, акций.
Так, мною был разработан и реализован познавательно-творческий проект «Мы-пешеходы», в котором приняли участие педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители, инспекторы ОГИБДД.
Цель проекта: формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Реализация проекта предусматривала несколько этапов. В ходе предварительной работы был отобран иллюстративный материал, пословицы, загадки, стихи и литературные произведения по теме проекта. Во время практического этапа с детьми проводились беседы, экскурсии, игровые обучающие ситуации в центрах по ПДД, чтение литературных произведений и их инсценирование. Например: стихов С.В. Михалкова «Песенка друзей», «Бездельник-светофор».
Дома вместе с родителями воспитанники сочиняли сказки и рассказы о светофоре, рисовали плакаты, рисунки, тем самым приобщались к совместной работе по проекту.
С участием родителей (законных представителей) были проведены: спортивный досуг и развлечение «В стране Светофории». Для родителей (законных представителей) подготовлены и проведены консультации «Начни с себя», «Как выработать у детей навыки безопасного поведения на улице, оформлены рекомендации, папки-передвижки, был проведен семинар-практикум «Дисциплина на улице- залог безопасности».
Воспитанники с родителями приняли участие в создании плакатов-лозунгов «Не гоните водители! Вы ведь тоже родители!», «Ребенок имеет право жить».По результатам реализованного проекта детям были вручены сертификаты «Грамотный пешеход». Таким образом, проект стал еще одним доказательством того, что решение проблемы профилактики ДДТТ возможно только совместными усилиями.
По итогам проекта был проведен мониторинг среди воспитанников подготовительной к школе группы. Результаты показали: общее количество воспитанников с высоким и уровнем «выше среднего» увеличился на 18 %. Детей с низким уровнем усвоения материала нет. Увеличение показателей говорит о правильно подобранных формах и методах, эффективной систематической работе по изучению правил дорожного движения, построенной на взаимодействии с родителями воспитанников, инспекторов ОГИБДД.
        Профилактическая работа с воспитанниками ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы. Коллектив детского сада планирует не только продолжить, но расширить и углубить работу с детьми дошкольного возраста по правилам безопасности поведения на дорогах.
3.2 Особенности работы с воспитанниками по формированию навыков дорожной безопасности.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте мы начинаем с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Основные направления и формы работы

 с воспитанниками по обучению  правилам дорожного движения




Полученные знания дети закрепляют в сюжетно – ролевых играх:
«ГИБДД», «Пешеходы», «Дорожное движение», подвижных играх «Красный, желтый, зеленый», «Собери светофор», дидактических играх «Умные знаки», «Какие бывают машины?», в играх-путешествиях «В стране дорожной азбуки».Игровые ситуации  помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде, а в игровых тренингах, моделировании дорожных ситуаций на различные темы дети познают и усваивают дорожную азбуку. Например: ситуации: «Если тебе надо перейти дорогу?», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?» и другие.
В детском саду проводятся минутки безопасности, на которых педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, отгадывают загадки, придумывают сказки и рассказы. Кроме того с детьми  проводятся викторины «Умный пешеход», КВН «Знатоки правил дорожного движения». 
В нашем саду стало традицией участие детей старшего возраста совместно с родителями в ежегодном конкурсе «Моя заботливая мама!», посвящённого перевозке детей в специальных удерживающих устройствах.
Целевые прогулки включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона 35 в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы, велосипедисты и транспорт. Знакомим детей с правилами передвижения по дорогам, где нет тротуаров. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
В нашем детском саду частые гости театральные коллективы, которые предоставляют вниманию детей представления на данную тематику. А так же действует своя команда «ЮИД», пропагандирующая безопасное поведение на дорогах. Выступая перед родителями, сверстниками, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.
3.3. Работа с родителями по формированию компетенции в вопросе детской безопасности.
От взаимодействия в работе по профилактике ДДТТ зависит качество профилактической работы по данному направлению. Поэтому особое внимание мы уделяем работе с родителями, которая ведется через разнообразные формы: анкетирование,  беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?». Родители  с детьми составляют индивидуальный маршрут «Мой безопасный путь в детский сад».Так один из моих воспитанников подготовительной к школе группе (Филиппов Ярослав) с проектом «Мой безопасный маршрут» участвовал в городском
фестивале детских проектов «Здравствуй, мир!».
Регулярно педагоги размещают  в родительских уголках информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводят родительские собрания: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода», «Наши помощники».
В начале учебного года во всех группах проводится анкетирование родителей: «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать эффективные формы работы с детьми и родителями.
Анкетирование, проведенное среди родителей воспитанников, показало следующие результаты:
- На 20 % увеличилась доля родителей, которые больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД с детьми.
- На 30% повысился уровень ответственности за жизнь и здоровье ребенка, понимание личного примера в обучении детей безопасности на дорогах.
Результаты этих исследований указывают на то, что разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогают детям постичь главные правила для того «чтобы жили и дружили люди и автомобили».
Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается. Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу
вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным. 
        Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно  объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Все это должны знать и родители. В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе (показ открытых занятий, развлечений и досугов),  рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной  проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.








Основные направления и формы работы

 с родителями (законными представителями) по обучению детей правилам дорожного движения



IV. Заключение
4.1.Результативность работы
Об эффективности проведенной работы можно судить и по возросшей активности родителей и детей при проведении совместных мероприятий.
За годы работы по обучению воспитанников правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения нашими воспитанниками.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, инспекторов ОГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Планирование дальнейшей работы:
- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;
- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
- особое внимание уделить закреплению в семье, полученных в детском саду знаний о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;
- педагогам продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города  и другие материалы моего опыта работы.
4.2. Выводы.
Ни одно направление работы в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания о безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Система деятельности МАДОУ Детский сад № 27по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы. Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Об эффективности работы МАДОУ Детский сад № 27 по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма можно судить  по активизации родителей и детей на мероприятиях, акциях, участии в семейных выставках, проведении мастер-классов, в оформлении фотоальбомов и т. д.
V. Библиографический список
1.    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2.    Т.Ф. Саулина. Три сигнала светофора: ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет;
3.    Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста;
4.    Н.И. Клочанов. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы;

5.    Беляевскова Г.Д, Мартынова О.Н., Сирченко Е.А: «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет.»Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. ФГОС;

6.    Т.Н. Данилова: Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.






2022