В этом учебном году наша школа стала участником проекта «Центр дополнительного образования «Школа полного дня» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Участие в проекте обеспечило возможность реализации программ дополнительного образования с использованием новейшего оборудования: cтол и кресло для учителя кресло, шкафы для пособий, шкаф для одежды, модульные столы, стулья для детей, мольберты, доска маркерная, графический планшет. Дополнительное образование в школе организовано по шести направленностям: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, естественнонаучная, социально-педагогическая, техническая и художественная.
Художественная направленность представлена разными творческими объединениями, в том числе Художественная направленность изостудией «Акварель» и «Гончарное дело».
Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств. Программа изостудии «Акварель» является составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства и направлена на формирование устойчивых знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, а также предусматривает теоретическую часть по ознакомлению с жанрами искусства, историей живописи. В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отображать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках.
Творческое объединение призвано помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям изобразительного искусства, реализовать свои природные задатки. Занятия способствуют осознанному выбору будущей профессии и более успешной адаптации на рынке труда. Деятельность изостудии «Акварель» направлена на активизацию и интеграцию познания, досуг и творчество воспитанников в целях общего и профессионального развития личности.
Актуальность данной программы заключается в том, что искусство и детская художественная деятельность рассматриваются в ней не как самоцель, а как мощное средство формирования отношения ребенка к миру и к себе, как средство духовного воспитания. Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В нее включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.
Учащиеся получают начальные сведения о размещении изображения в заданном формате, вырабатывают навык правильно держать карандаш, учатся сравнивать меньшую величину с большей (способом визирования). Даются начальные сведения по перспективе прямоугольных форм и окружности. Большое внимание уделяется заданиям, направленным на изучение конструкции предметов. Задания знакомят учащихся с различным материалов (акварель, гуашь, пастель, и т.д.) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе.
Новизна данной программы состоит в том, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность),
- в формах и методах обучения (занятия, конкурсы, выставки, экскурсии и др.)
- в методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов конкурсов, просмотр творческих работ и т.п.).
Одна из интересных форм стимулирования детей к знаниям – организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, куда приглашаются как учащиеся, так и их родители. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов, дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. На занятиях изостудии «Акварель» дети получают знания о разнообразных техниках живописи, рисунка, а в процессе обучения знакомятся с терминологией, элементами профессионального языка данного вида творчества; овладевают практическими приемами работы с различными видами графических и живописных материалов. Темы занятий включают зарисовку этюдов овощей, фруктов, птиц, животных, фигуры человека, кратковременных пейзажей, натюрмортов из двух предметов быта, композиции на тему «Праздники», рисунки геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).
Программа осуществляет развитие от простого к сложному, и помогает реализовать интересы детей, а также выявляет индивидуальные особенности каждого учащегося. В основе образовательного процесса по реализации данной программы лежит технология разноуровнего обучения. При организации и осуществлении этого процесса обучения приоритетным являются учебные преобразовательные задачи поискового характера. Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве педагога и детей, при этом применяются различные методы осуществления целостности педагогического процесса. На занятиях используются следующие методы формирования сознания: словесные, такие как рассказ, объяснение, беседа, лекция, опрос, работа с литературой, метод примера. Методами контроля за обучением являются практические задания, викторины, конкурсы, выставки, тематические экскурсии и т.д. Поставленные цели и задачи обеспечивают всестороннее развитие ребенка.
Учащиеся изостудии «Акварель» принимают активное участие в различных творческих конкурсах, где занимают призовые места. Например,
- Всероссийский конкурс детских рисунков, посвященный Дню народного единства «Мы вместе!» (победитель и призеры),
- Рождественский фестиваль «Канавинские соборяне», номинация «Изобразительное искусство» (победитель и призеры),
- Всероссийский творческий конкурс на тему детского героизма во время Великой Отечественной войны «Спасибо маленькому герою!» (победители).
Еще одним творческим объединением, представляющим художественную направленность дополнительного образования в школе является «Гончарное дело», которое представляет собой творческие занятия для детей, проходящие в форме мастер-классов, проектов и игровых занятий. Гончарное ремесло – это история, эстетика, технология, мастерство и один из наиболее впечатляющих видов творческой деятельности. Работа на гончарном круге является хорошей психологической разгрузкой, помогает снимать стрессы, способствует сохранению внутреннего комфорта. Даже простое наблюдение за работой гончара вызывает глубинное творческое сопереживание, что же тогда говорить о непосредственном участии человека в процессе создания прекрасных форм. Занятия гончарным делом развивают способность к особому внутреннему состоянию, сочетающему в себе собранность и расслабленность, ощущение полета. На занятиях используется оборудование, полученное в рамках проекта Центр дополнительного образования «Школа полного дня»: гончарные станки - 2шт., муфельная печь, станок для полимерной глины.
Занятия на гончарном круге помогают развитию мелкой моторики, развитию пространственного и логического мышления, усидчивости, фантазии. Также развивают у детей умение чувствовать объем, пространство и передавать их изобразительными средствами; дарят ощущение пластики и гармонии; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающего мира; наблюдательность и зрительную память; понимание скульптурных материалов и их возможностей. Обучающиеся на практике узнают все этапы, которые проходит глина, становясь из природного материала законченным произведением. Школьникам дается возможность прикоснуться к настоящему гончарному ремеслу, познать технологические секреты керамики, сделать сувениры на профессиональном уровне.
Для успешной работы на круге приходится избавляться от излишнего напряжения и зажима и в то же время достигать полной сосредоточенности; необходимо научиться сочетать «орлиную хватку» и мастерство нежного соприкосновения с глиной. Только тогда малейшее движение умельца изменяют форму рождающегося сосуда, и все превращения глины на круге становятся подвластны ему. Используя заложенные в программу обучения принципы, ученик быстро осваивает профессиональные навыки и одновременно расширяет возможности восприятия.
На занятиях творческого объединения дети познакомиться с гончарными промыслами России, узнают о русской керамике, народных промыслах; обучаться работе на гончарном круге, расписывать изделие и многое другое. Основной формой подведения итогов работ являются выставки. Таким образом, творческое объединение «Гончарное дело» развивает координацию движений в процессе работы, фантазию и художественно- эстетический вкус.
Список источников:
1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.П. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. - М., «Высшая школа». - 1984.2. Боголюбов Н. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М. - 1982.
3. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Керамика.
4. Мар Е. Глина и руки. - М., 1963.
5. «Рисовать могут все!». Простые уроки для начинающих. Москва. - 2014г.