Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf
Сегодня очень трудно представить школу, главной задачей которой является развитие личности ребенка, без использования регионального материала в содержании образования и воспитания.
Цель использования данного материала – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к родному краю.
Наиболее полно региональное содержание можно раскрыть во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа - это образовательная (обучающе - воспитательно - развивающая) работа с обучающимися, организуемая учителем с учётом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной нормативной государственной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий.
Одной из форм внеурочной деятельности, реализуемой в МОУ «Шипицынская СОШ», является проектная и исследовательская деятельность.
В течении более 10 лет обучающиеся нашей школы выполняют проекты и учебно - исследовательские работы по разным предметам и направлениям. Некоторые из них - с применение материала по родному краю.
Так, по химии и биологии были выполнены следующие учебно - исследовательские работы, раскрывающие региональное содержание:
- «Кислотность почвы и её влияние на выбор сельскохозяйственных растений» - Гриханина О. на районной учебно-исследовательской конференции «Юность. Наука. Культура» в 2008году заняла 1 место. Также принимала участие в региональном конкурсе исследовательских работ им. М.В.Ломоносова (г.Архангельск, апрель 2008г.), в заочном конкурсе юношеских исследовательских работ им. М.В.Ломоносова (г. Каргополь, 2008г.).);
- «Исследование воды в водоёмах п.Шипицыно» - в 2009-10 уч. году обучающиеся 9 класса Лахтионов А., Сватковский И., Астафьев А., выступили на I школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (II место), районной учебно – исследовательской конференции старшеклассников «Юность Поморья» (2 место), заочном этапе областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья». Данные работы использовались в дальнейшем.
- «Солёное озеро» - в этом же учебном году Стрекаловский Г., обучающийся 11 класса, выступил на I школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (1 место), районной учебно – исследовательской конференции старшеклассников «Юность Поморья» (1 место), областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (4 место).
- «Котлассия и Двинозавр в мире динозавров» - в 2010-11 уч. году Гриханин А., обучающийся 4 класса, выступил на II школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (1 место), VIII районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (2 место). В декабре 2011 г. с этой же работой Саша выступал на межрегиональной учебно – исследовательской конференции школьников «Малые Ломоносовские чтения» (диплом 3 степени).
- «Сравнение качества бензина АИ-92 на АЗС Котласского района» - в 2011 - 12 уч. году Лахтионов Александр, обучающийся 11 класса, выступил с работой на III школьных Ломоносовских чтениях (1 место), IX районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (1 место), областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (4 место), заочном конкурсе юношеских исследовательских работ им. М.В.Ломоносова.
- «Пластиковые бытовые отходы: проблемы утилизации, пути решения» - в 2012 - 13 уч. году Басалаева Ю., обучающаяся 9 класса, выступила с работой на IV школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (1 место), Х районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (1 место), областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (4 место), заочном конкурсе юношеских исследовательских работ им. М.В.Ломоносова (3 место).
- «Исследование воды в водоёмах п.Шипицыно» - в 2015 -16 уч. году Гриханин А., обучающийся 9 класса, выступил с работой на VII школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (1 место), ХIII районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (1 место), II районной учебно – практической конференции (1 место), межмуниципальном конкурсе проектов «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух …» (победитель в номинации " Стремление к исследовательской деятельности»).
- «Определение аскорбиновой кислоты в выбранных продуктах» - в 2016 -17 уч. году Гриханин А., обучающийся 10 класса, выступил с работой на VIII школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (1 место), IX районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (1 место), III районной учебно – практической конференции (1 место), областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (2 место).
- «Чудо - ягода брусника» - в 2017 – 18 уч. году Гриханин А., обучающийся 11 класса, выступил с работой на IХ школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (1 место), IV районной учебно – практической конференции (1 место), X районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (1 место), заочном этапе областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья».
- «Вклад медицины Поморья в победу в Великой Отечественной войне» - в этом же учебном году Хабарова Г., обучающаяся 11 класса, выступила с работой на X районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (1 место), областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (4 место).
- «Земляки - участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» - в 2018 - 2019 уч. году Барменкова К., обучающаяся 11 класса, выступила с работой на Х школьных учебно – исследовательских Ломоносовских чтениях (2 место), V районной учебно – практической конференции (3 место), X районной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (3 место), областной учебно – исследовательской конференции «Юность Поморья» (2 место), VII межрегиональной научно - практической конференции (с международным участием) «Леденцовские чтения» - заочное участие.
Изучение родного края приносит обучающимся не только моральное удовлетворение, обогащает их знаниями, помогает глубже и осознаннее усвоить изучаемый материал, но и позволяет применять эти знания в общественно полезных делах, глубже и полнее узнавать природу, историю и достопримечательности своей местности.