Актуальные вопросы начального общего образования

Бородина Е.Н. Тревожность в младшем школьном возрасте

Библиографическое описание:
Бородина Е.Н. Тревожность в младшем школьном возрасте // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Младший школьный возраст, обычно охватывающий период с 6 до 10 лет, является временем интересных и интенсивных изменений в жизни ребенка. В этот период дети переходят от дошкольного образования к начальной школе и сталкиваются с новыми вызовами, требующими адаптации и приспособления. Возможно, одной из наиболее распространенных проблем, с которой дети младшего школьного возраста сталкиваются, является тревожность. Школьная тревожность - это состояние психологического дискомфорта, беспокойства и тревоги, которое испытывают дети или подростки в связи с их школьной средой и обязанностями. Это может быть связано с различными аспектами школьной жизни, такими как учеба, социальные взаимодействия, ожидания, испытания и проблемы, связанные с учебным процессом.

Школьная тревожность может проявляться разными способами, включая физические симптомы (например, головные боли, желудочные боли, усталость), эмоциональные проявления (например, страх, беспокойство, паника), поведенческие изменения (например, избегание школы, снижение академической успеваемости) и когнитивные трудности (например, затруднения в концентрации, негативное мышление).

Часто школьная тревожность возникает из-за чувства неуверенности или несоответствия ожиданиям окружающих (успехи в учебе, социальная принадлежность и пр.), переживания слишком большой нагрузки, трудностей во взаимоотношениях с одноклассниками или учителями, а также из-за стрессовых ситуаций в школе.

Важно понимать, что школьная тревожность может влиять на общее благополучие и развитие ребенка, поэтому важно обращаться за помощью. Родители, педагоги и школьные психологи могут оказать поддержку и помощь детям, испытывающим школьную тревожность, путем обеспечения

безопасной и поддерживающей среды, обсуждения проблем и нахождения стратегий для управления с ними. Школьная тревожность может иметь негативное влияние на академические успехи, социальное функционирование и общее благополучие ребенка:

1. Адаптация к новой среде: Переход от детского сада к начальной школе требует от детей адаптации к новой среде. Они должны привыкнуть к новым учителям, новым правилам и предметам изучения, более строгому расписанию и большей академической отдаче. Это может вызывать тревожность и беспокойство, особенно у детей, склонных к перфекционизму или боязни неудачи.

2. Академические ожидания: В младшем школьном возрасте ставится большой акцент на учебную деятельность. Дети начинают осваивать чтение, письмо, математику и другие предметы, что может вызывать тревожность и страх перед неудачей. Они беспокоятся о своем успехе и оценках, и это может стать источником стресса и тревожности.

3.Повышенные ожидания со стороны окружающих: Дети младшего школьного возраста могут чувствовать давление и ожидания со стороны своих родителей, учителей и сверстников. Они стремятся соответствовать этим ожиданиям, что может создавать тревожность. Боязнь разочаровать окружающих или быть неудачником может стать источником тревоги.

4. Социальные взаимодействия: Младший школьный возраст также характеризуется развитием социальных навыков и взаимодействием со сверстниками. Дети часто беспокоятся о том, будут ли они приняты и популярны среди своих одноклассников. Они могут испытывать тревогу из- за социального отвержения, конфликтов с другими детьми или трудностей в общении.

5. Источники стресса вне школы: Дети младшего школьного возраста могут также переживать стресс и тревогу, связанные с семейными проблемами,

разводом, болезнью родных и другими внешними факторами. Эти факторы могут сказываться на их эмоциональном состоянии и вызывать тревожность, которая может сказаться на их академической и социальной адаптации в школе.

Как справиться с школьной тревожностью в младшем школьном возрасте:

1. Создание поддерживающей обстановки: Родители и учителя могут создать поддерживающую обстановку для детей, где они чувствуются безопасно и приняты. Регулярное общение, поощрение и поддержка помогут ребенку справиться с тревожностью.

2. Установка реалистичных ожиданий: Важно установить реалистичные ожидания в отношении успеха и производительности ребенка. Учителя и родители должны понимать, что дети развиваются в разном темпе, и успех не всегда измеряется оценками.

3. Учение стратегиям справления: Ребенку следует научить стратегиям справления с тревожностью, таким как глубокое дыхание, позитивное мышление и расслабление. Эти навыки помогут им справляться с тревожными ситуациями в школе.

4. Поиск профессиональной помощи: Если тревожность ребенка серьезно влияет на его академические результаты или общее благополучие, родители могут обратиться к психологу или педагогу для консультации и дальнейшей поддержки.

В заключение, школьная тревожность может быть серьезной проблемой для детей младшего школьного возраста. Однако с поддержкой родителей, учителей и профессионалов дети могут научиться эффективным стратегиям справления с тревожностью и успешно адаптироваться к школьной среде.

Список литературы:

1. Копылова Н.В. Психология школьной тревожности: монография. М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2012.

2. Курдюкова Е.В. Психологические аспекты школьной тревожности детей младшего школьного возраста // Вестник ТГПУ. 2015. Т. 12. № 8. С. 93-101.

3. Лебединская К.С. Психология развития школьника. М.: Академический проект, 2014.

Лурье И.Я., Марголинна Т.В. Психологическая помощь детям с невротической школьной тревожностью. М.: Издательство "Институт практической психологии", 2011г.
2024