Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Гуркина Н. И. Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе на тему «Лесная школа»

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf



Цель: Совершенствовать навык дифференциации гласных и согласных звуков в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, упражнять детей выделять слова с заданным звуком, выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове, расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, учить внимательно слушать речь взрослого, правильно отвечать на вопросы.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению грамоте.
Оборудование: ноутбук, презентация «Лесная школа», музыкальный трек: «Четыре шага», «Волшебство», «Дружба», «Звуки леса», «Релаксация»; магнитная доска, конверты с заданиями, симофорчики красного и синего цвета по количеству детей, тренажеры для зрительной гимнастики «Листочки», мяч, предметные картинки, пособие: «Поезд», букварь-подарок, оформление зала (деревья).

Ход НОД:

I.        Организационный момент.
Дети и логопед под музыку заходят в зал и становятся полукругом к гостям. (Слайд 1).
Логопед:
- Ребята, обратите внимание, сколько гостей у нас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Логопед и дети:

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!

- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть вас и мне хочется пригласить всех на прогулку!
- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
- Вставайте в круг! Сделаем гимнастику для настроения.
Психогимнастика.
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И усталость отряхнем.
Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
«Бросают» руки вниз, улыбаются друг другу.
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.
Логопед:

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Крикнем громко мы «Ура»!

- Ребята, садитесь за столы.
(Слайд 2).
II. Сообщение темы и цели.
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли? (Посмотрите на экран)
Дети: Мы пришли в лес.
Логопед:
- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?
Дети:
- Потому что мы слышим звуки природы, леса.
- Потому что мы слышим пение птиц.
Логопед:
- Ребята, что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.
Логопед:
- А кто живёт в лесу?
Дети:
- В лесу живут животные и птицы.
Логопед:
- Вспомните и назовите животных, которые живут в лесу?
Дети перечисляют животных.
- Как, одним словом, назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Логопед:
- Правильно, ребята, это дикие животные.
- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.
Звучит музыкальный трек «Волшебство».
(Слайд 3).
- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.
III. Основная часть.
1.        Фонетическая разминка.
Логопед:
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Звуко–государстве,

Жили – не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

2.        Игровое упражнение «Разноцветные домики».
Логопед:
- Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Мы произносили звуки.
Логопед:
- А какие звуки мы произносили?
Дети: Мы произносили гласные и согласные твёрдые звуки.
Логопед:
- Какие гласные звуки произнесли? ( ответы детей)
– Почему они гласные? ( ответы детей)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Логопед:
Правильно.
- Какие согласные звуки произнесли? ( ответы детей) твёрдые
– Почему они твёрдые согласные? ( ответы детей)
- А каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?
Дети: Согласные твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом.
(Слайд 4).
Логопед:
- Посмотрите, ребята, перед вами два домика.
- Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки?
Дети: Гласные звуки живут в красном домике.
Логопед:
- А в каком домике живут согласные твёрдые звуки?
Дети: Согласные твёрдые звуки живут в синем домике.
Логопед:
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах, которые они нам прислали по почте.
3.        Игровое упражнение «Внимательные ушки».
Логопед достает первый конверт.
Логопед:
- А вот и первое задание!
На конверте контурное изображение Медведя.
- Интересно, от кого оно!
Дети: Это задание от Медведя!
(Слайд 5).
Логопед открывает конверт и читает задание.
- Молодцы ребята! Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медведь: «Гласные и согласные звуки так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите звукам найти свои домики». У вас на столах лежат симофоры красного и синего цвета. Возьмите их в руки.
- Ребята, я буду произносить звуки, а вы, внимательно слушайте. Если услышите гласный звук, поднимите семофор какого цвета ( красного цвета), если согласный твёрдый поднимите семофор какого цвета (синего цвета).
На столах у детей лежат семофорчики красного и синего цвета.
- А, О, П, У, К, А, И, М, С,.
- Какие вы внимательные ребята! Как быстро вы справились с этим заданием!
4.          Гимнастика для глаз «Тренировка».
Логопед достает и открывает второй конверт. (Слайд 6).
Логопед:
- Ребята, а теперь послушайте загадку. Угадав ее, вы узнаете, кто приготовил вам следующее задание:

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

И скажет: «Угу» нам лесная(Сова)

( На слайде 6 появляется Сова по щелчку). Логопед показывает контурное изображение совы
- Правильно, это Сова. У этой птицы очень хорошее зрение, потому что она делает гимнастику для глаз.
- Сова передала для вас осенние листочки, встаньте полукругом и поиграем с ними.
Дети становятся в полукруг, перед логопедом лицом к экрану. Логопед раздает им листочки.
-Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз. Нужно глазами следить за листочком, но головой крутить нельзя. Смотрите на меня и повторяйте.
(На слайде 6 появляется по щелчку звук).

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)

Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)

Убедитесь вы сейчас.

- Какое полезное упражнение приготовила Сова. Давайте поблагодарим ее и вернемся на свои места.
 Логопед собирает листочки, дети садятся на места.
5.          Игровое упражнение «Послушай стихотворение найди ошибку и назови правильно».
Логопед:
- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.
Логопед достает третий конверт. Показывает контурное изображение лисы
- Кто это ребята?
(Слайд 7).
Дети: Это Лиса
Логопед:
- Да это лиса.
- Она приготовила для вас стихи, но пока до нас добирался конверт, в словах перепутались звуки. Надо найти ошибку и сказать правильно.
- Посмотрите на экран.
(Слайд 8-14).
Логопед читает стихи с ошибкой
- Правильно ребята?
Дети: Нет.
Логопед: Скажите как правильно. (Слайд 15)
- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием! Лисичка вами довольна и приглашает вас поиграть. Встаньте в круг.
6.          Логоритмическое упражнение «Четыре шага». (На слайде 15 появляется звук)
Логопед: Какую веселую игру подарила нам Лиса. Ребята, а с нами хочет поиграть еще один лесной житель.
7. Игра с мячом «Назови первый звук».
Логопед достает четвёртый конверт. Показывает контурное изображение ежа. Логопед: Ребята посмотрите, кто это?
Дети: Это ёжик.
(Слайд 16).
Логопед достает из конверта картинку с изображением мяча.
Логопед:
- Ежик предлагает поиграть нам в интересную игру с мячом. Игра называется «Назови первый звук».
- Я буду бросать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове и возвращать мяч мне.
- Внимание! Начинаем игру: аист, платье, утка, кран, индюк, апельсин, плот, улитка, крыша, иголка, ананас.
- Молодцы ребята! Ежику понравилось как вы играли.
8.      Игровое упражнение «Ловишки».
- Займите свои места, сейчас мы узнаем, кто приготовил для нас следующую игру. Логопед достает пятый конверт. Показывает контурное изображение зайца. Логопед: Ребята посмотрите, кто это?
Дети: Это заяц.
Логопед:
- Посмотрите, какой милый Зайка! (Слайд 17).
- Он очень любит играть со звуком [З], потому что слово Зайка начинается со звука «З» и он предлагает вам поиграть в его любимую игру. Приготовьте ладошки, сейчас вы будете ловить слова, в которых есть согласный звук [З]. Если услышите слово со звуком [З] – хлопните в ладоши. Какой звук будите ловить?
- Приготовьтесь, начали: зонт, крот, замок, совок, зубы, губы, забор, топор, зоопарк, колесо, заяц,
Логопед:
- Молодцы ребята, вы очень внимательные! Порадовали Зайку!
9.      Игровое упражнение «Поезд - слово».
Логопед достает шестой конверт. Показывает контурное изображение волка. Логопед: Ребята посмотрите, кто это?
Дети: Это волк.
Логопед:
- Ребята, а вот и Волчонок пришёл с вами поиграть. (Слайд 18).
Логопед:
- Волчонок приготовил для вас «Поезд – слово» и яркие, красочные картинки.
-Вы должны услышать и найти, где находится гласный звук У.
- В начале, в середине или конце слова и поставить картинку в нужный вагон.
- Подойдите к столу, выберите картинку. Встаньте полукругом перед доской.
- Итак, начали!
Слова: удочка, утка, улитка утюг, петух, Буратино, аквариум, лук, пуговица, жук.
- Какое сложное задание приготовил для вас Волчонок, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
IV. Итог.
Логопед: (Слайд 19).
- А наша прогулка подошла к концу.
-Что больше всего вам понравилось? Какое задание было самым трудным? Почему?
-Лесным жителям очень понравилось с вами играть, вы действительно умные, старательные, любознательные.
- И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас букварь, по которому они учат буквы в лесной школе. Теперь мы с вами тоже будем учить буквы по этому букварю. Дети благодарят лесных жителей.
- Ребята, нам пора возвращаться в нашу группу, попрощаемся с нашими гостями.
Дети под музыку уходят из зала.
2021