Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Корнилов Ю.В. Особенности метода проекта в обучении английскому языку в 9-х классах средней общеобразовательной школы

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


В статье рассматривается семантическая многогранность термина «проект» в современной педагогической литературе, актуальность данного метода, а также анализируются теоретические подходы к классификации этапов проекта и его специфика в процессе реализации в общеобразовательных школах.
Приведены примеры использования метода проекта на практике по теме «Здравоохранение в Великобритании и США» и «Здравоохранение в России». В качестве результатов деятельности школьников представлен стенд по здравоохранению в Великобритании и США и буклет по профилактике заболеваний граждан РФ.
В эпоху реформирования российского образования как никогда важно определиться с наиболее эффективными методами и приёмами, работающими на повышение качества образования. Одним из таких методов является метод проекта, который не потерял своей значимости и в современной педагогике.
Об актуальности проектирования как инновационной составляющей педагогической деятельности говорили такие педагоги, как Е. С. Полат, М. Ю. Бухарин, М. В. Моисеева, Н. В. Матяш, И. А. Колесникова, Т. Ю. Ломаткина, М. Г. Сергеева, М. Н. Яковлев и Л. Н. Яковлева.
Так, Н. В. Матяш определяет проект (от лат. projection - бросание вперед) как прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. И добавляет, что «проект - это проявление творческой активности человеческого сознания» [3].
Подобное определение выдвигает и И. А. Колесникова. Проектирование - это процесс создания проекта, т. е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте. [3, c. 21].
Некоторые педагоги останавливают свое внимание именно на учебном аспекте проектной деятельности и дают определение в контексте учебной деятельности. Так, например М. Ю. Бухаркина и М. А. Ступницкая рассматривают учебный проект как учебно-познавательную деятельность, которая может быть творческой, игровой и имеет общую цель и способы достижения общего результата по решению проблемы, значимых для обучающихся [6, 1, 7]. При этом, как отмечает М. А. Ступницкая, результат должен быть выражен в практическом отношении [7, c. 6].
Целесообразно взять за основу определение проекта в контексте учебной деятельности педагогов М. Ю. Бухарина и М. А. Ступницкой. Применимо к школе правильно рассматривать метод проекта как учебно-познавательную деятельность учеников, направленную на решение цели, задачи, проблемы с помощью различных методов и средств.
В практической деятельности важно определиться с классификацией этапов проекта.
И. А. Колесникова выделяет следующие этапы: предпроектный, этап реализации проекта и рефлексивный или послепроектный этап [3, c. 63-95].
Другие теоретики педагогики в целом соглашаются, но иногда третий этап -рефлексивный или послепроектный - разделяют на два отдельных, таким образом, выделяя рефлексивный и послепроектный этап [8].
В тоже время Н. В. Матяш определяет классификацию этапов проектной деятельности несколько иначе. По его мнению, проектная деятельность проходит несколько фаз (этапов): генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта, материализация идеальных построений в знаковом материале проекта, заключительный этап (реализация) и рефлексия [2, c. 17-18]
Рассмотрев основные подходы к классификации этапов проектной деятельности, заметим, что всё же более логично деление проектной деятельности на три стадии, при этом этап генерирования проектных идей и идеальное преобразование объекта соответствует предпроектному этапу, а послепроектный этап и рефлексия, на наш взгляд, два явления, которые можно объединить в одну группу.
Краткий обзор ключевых понятий проектной деятельности позволяет нам грамотно применять метод проекта в педагогической практике. Рассмотрим это на примере преподавания английского языка в 9 классе средней школы №76 г. Белово.
В 2018 году в рамках изучения метода проекта были разработаны и проведены внеклассные мероприятия: «Здравоохранение в Великобритании и США» и «Здравоохранение в России», объединённые ключевой темой «Проблемы здравоохранения».
В ходе работы над проектом «Здравоохранение в Великобритании и США» на предпроектном этапе ученики знакомятся с общей информацией по странам, заполняют таблицу с положительными и отрицательными сторонами системы здравоохранения в Великобритании и США и отвечают на вопросы. В процессе работы школьники выписывают и оформляют в тетрадь ключевые слова и выражения из текста по данной теме. Далее идет отработка произношения, проверяется правильность перевода слов и выражений, выполняются лексические из текста. Например, соотношение слов и выражений, игра снежный ком и т. п.
На этапе реализации проекта составляются программы улучшения медицины в странах Великобритании и США, которые оформляют на стенде на английском языке. Далее идёт групповая защита проекта. На послепроектном этапе девятиклассники анализируют и оценивают свою деятельность, рассматривают свои ошибки.
Второй проект по теме «Здравоохранение в России» продолжает тему «Медицина». Учащиеся уже имеют некоторую подготовку и знают необходимую лексику, происходит ее совершенствование и углубление. Главными темами изучения становятся вопросы профилактики болезней среди населения.
На предпроектном этапе школьники работают с текстом и с лексическими заданиями по теме «Проблемы здравоохранение в России». Учащиеся знакомятся с текстом, выписывают ключевые слова и выражения, выполняют упражнения, направленные на закрепление лексики, отрабатывают их с учителем.
На этапе реализации проекта ребята выполняют буклет и презентуют его на английском языке. Буклет должен соответствовать лексическим и грамматическим нормам языка. Объем - достаточный для раскрытия темы.
После выполнения задания происходит защита проектной работы и рефлексия. В ходе рефлексии участники проекта рассматривают ошибки, недочеты и оценивают свою деятельность.
После мероприятий учитель анализирует результаты, рассматривает повторяющиеся ошибки и с помощью диагностики определяет, насколько данная деятельность эффективна для учащихся.
В целом работа над проектами позволила сделать ряд выводов. Проектная деятельность мотивирует учащихся на результативную работу с языковыми средствами, развивает и закрепляет как лексические, так и грамматические навыки знания иностранного языка. Положительной стороной метода проекта стало также то, что школьники учатся работать самостоятельно, полагаясь на свои усилия, учатся взаимодействовать в группе, таким образом организовывая свою деятельность, чтобы достичь поставленной цели.
Данные навыки в современной жизни актуальны и востребованы, что также свидетельствует в пользу метода проекта, который дает возможность их раскрыть и подготовить школьника к будущей профессиональной деятельности, заложить необходимые для него основы.
В заключение можно отметить, что метод проекта остается актуальным и значимым в XXI веке. Применение его в общеобразовательных учреждениях является важной задачей современного российского образования. Поэтому и интерес к данному методу будет расти в России и за рубежом.

Список литературы

1.       Беликова, Л. Ф. Педагогическое проектирование в профессиональном обучении [Текст]: учебное пособие / Л. Ф. Беликова, Н. Е. Эрганова. - Екатеринбург: РГПУ, 2015. - 87 с.
2.       Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие / И. А. Колесникова. – М.: Академия, 2005. - 288 с.
3.       Ломакина, Т. Ю. Инновационная деятельность в профессиональном образовании [Текст] / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева. - Курск, 2011. - 266 с.
4.       Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании [Текст] / Н. А. Масюкова. - Минск, 1999. - 287 с.
5.       Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии [Текст] / Н. В. Матяш. – М.: Академия, 2016. - 160 с.
6.       Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухарина. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
7.       Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? [Текст] / М. А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.
8.       Яковлева, М. Н. Инновационные методы в среднем профессиональном образовании [Текст] / М. Н. Яковлева, Л. Н. Яковлева // Социологические науки.- 2007. - № 4. - С. 19- 20.
2019