НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Евменова Н.В. Алгоритмический подход на уроках химии при формировании универсальных учебных действий

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Последнее время основным вопросом для обсуждения являются стандарты второго поколения. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей целью современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Возникновение понятия «УУД» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности.
Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Выделяют следующие виды УУД:
·          Регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
·          Познавательные универсальные учебные действия – общеучебные, логические, постановка и решение проблем.
·          Коммуникативные универсальные учебные действия – планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, взаимоотношения.
Через алгоритмический подход в процессе обучения у обучающихся формируются УУД, что приводит к развитию личности в системе образования.
Алгоритмический подход - это обучение учащихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод. Понятие алгоритма возникло в математике. Под ним обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в заданной последовательности (в каждом конкретном случае) простых операций (шагов) для решения задач определённого типа.
В настоящее время существует множество определений данного термина, но суть заключается в следующем:
Алгоритм – конечная последовательность точно сформулированных правил или действий, приводящих к решению поставленной цели (ожидаемому результату). Эту формулировку можно изобразить в виде схемы: Цель → Д1 → Д2 → Д3 → · · · → R
Более четкое представление об алгоритме можно увидеть через его свойства: массовость, дискретность, детерминированность и результативность.
o   Массовость – возможность с помощью алгоритма решать задачи определенного типа, а не только одну конкретную задачу.
o   Дискретность – это свойство обслуживает пошаговый (дискретный) характер алгоритма. Преобразование исходных данных в конечный результат, осуществляется дискретно. Должна соблюдаться строгая последовательность действий.
o   Детерминированность – это свойство требует, чтобы каждое указание алгоритма было понятно исполнителю.
o   Результативность – это последовательное выполнение всех предписываемых действий должно привести к решению задачи за конечное число шагов, поскольку алгоритм всегда имеет цель получение искомого результата.
При составлении алгоритмов нужно использовать все его свойства с учетом человеческого фактора. Анализируя свою педагогическую деятельность, решила составить схему алгоритма собственной деятельности, по которой работаю.









 Цель Д1 Д2 Д3 Д4 … R0
R1 R2 R3 R4
( + ) ( + ) ( + ) ( + )
Д1, Д2 … - действия; R1, R2 … - результаты; (±) – положительный или отрицательный.
Цель – повышение качества обученности по предмету. Поставленная цель предполагала решение ряда проблем, для которых необходимо было подобрать эффективные действия, в алгоритме приводящие к решению проблем и к конечному результату по достижению поставленной цели.
Проблема 1. Не все дети в классе могут воспринимать и запоминать изучаемый материал на слух. Это подтверждает, проведённая диагностика в исследуемом классе - 80% детей обладают зрительной памятью и 65% слуховой.
Д1 - для решения этой проблемы нужно записывать план деятельности и больше использовать наглядности.
R1 – обучающиеся стали активнее работать видя, что они должны делать, знать, уметь.
Проблема 2. Обучающиеся мало работают на уроке самостоятельно.
Д2 – самостоятельное составление планов по изучению предложенных тем.
R2 – дети самостоятельно работают с информацией и составляют план.
Проблема 3. Дефицит времени.
Д3 – работа по составленным алгоритмам.
R3 – чёткая организация работы, что способствует экономии времени.
Проблема 4. Научить самостоятельно, составлять схемы алгоритмов и применять их.
Д4 – составление алгоритмов и использование их на практике.
R4 – учащиеся составляют алгоритмы и используют их на практике.
Конечным результатом (R0) предложенной пошаговой деятельности является постепенный рост качества обученности и стабильная успеваемость по предмету.
По данной схеме алгоритма можно понять, как и почему в своей практике использую алгоритмический подход на уроках химии.
По структуре алгоритмы можно подразделить на три основных типа:
1. На естественном языке.
2. В виде блок – схем.
3. На алгоритмическом языке.
Использую и применяю на практике все три типа, но больше работаем с алгоритмами на естественном языке. Этот тип более доступен для детей, более разнообразен и многочислен по содержанию.
Например:
-алгоритмы составления формул соединений;
-алгоритмы составления уравнений химических реакций;
-алгоритм определения валентности;
-алгоритмы при решении расчетных задач;
-алгоритмы при проведении химических опытов и т.д.
Представленные мной алгоритмы использую на уроках при объяснении нового материала и закреплении изученного материала.
Как это происходит:
1. Дается готовый алгоритм при объяснении изучаемого материала с четким пояснением всех действий.
2. Наработка и отработка по данному алгоритму умений и навыков.
3. Проверка знаний, умений (самостоятельная работа).
На практических работах при решении экспериментальных задач используем алгоритмы на определение предложенных веществ. Перед практической работой учащимся дается задание, самостоятельно составить схему алгоритма. Перед началом практической работы выбираем наиболее удачный, по которому решаем задачу. Учащиеся, которые работают, творчески оцениваются, двойной оценкой. Так же используем алгоритмы на факультативных занятиях при решении расчетных задач, при демонстрациях занимательных опытов.
Менее доступны и менее применяемы, остаются алгоритмы – блок – схемы и на алгоритмическом языке. Трудность, заключается в том, что они более сложны по своей структуре и для работы с ними желательно, использовать компьютер. Например, алгоритм определения реакции среды раствора.
В заключении хотелось бы отметить, как алгоритмический подход влияет на формирование универсальных учебных действий и, в общем, на процесс обучения:
· совершенствует процесс обучения;
· способствует формированию УУД;
· приводит к развитию личности;
· развивает интерес к процессу обучения;
· развивает творческое, логическое мышление;
· формирует системные и интегральные знания, а также навыки самообразования;
· делает изучаемый материал доступным для понимания, позволяет выделять существенное;
Алгоритмический подход способствует формированию универсальных учебных действий, а это и есть важнейшая задача современной системы образования «научить учиться». Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Библиографический список

1. Ершова А.П. Основы информатики и вычислительной техники – М.:Просвещение, 1986.
2. Пак М.А. Алгоритмы в обучении химии. М.: Просвещение, 1993.
3. Петрова Н.С. Использование алгоритмических предписаний при решении расчётных задач Журнал «Химия в школе» – 1982, №4.
4. ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы. Просвещение.
2019