НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шацкая Н.В. Знакомство с миром профессий детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники

Библиографическое описание:
Шацкая Н.В. Знакомство с миром профессий детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Профориентация дошкольников - это систематический, целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к миру профессий, углубление знаний о профессиональной деятельности взрослых и представлений о значении, условия, важность труда людей-профессионалов; выявление интересов и склонностей ребенка; создание условий для получения опыта профессиональных действий с целью ее будущего профессионального самоопределения.

Несмотря на то, что дошкольники еще далеки от выбора профессии, работа по профессиональной ориентации в ДОУ является пропедевтической. Правильно организованный процесс формирования представлений у детей о профессиях должен стать основой, которая будет способствовать появлению у детей раннего интереса к профессиональной деятельности взрослых и обеспечит профессиональное становление ребенка в будущем.

Для обеспечения эффективности процесса формирования представлений о профессиональной деятельности работника педагогам необходимо включать в этот процесс следующие компоненты: представление о рабочем месте представителя профессии (воспитатель - детский сад, учитель - школа, парикмахер - салон красоты и т.д.); об объекте труда (стоматолог - пациенты, строитель - дом, официант - клиенты и т.д.); о трудовых действиях и их последовательность (врач - осматривает пациента, определяет диагноз, лечит и т.д.); об орудиях труда (фотограф - фотоаппарат, штатив, лампа, компьютер и т.д.); о специальной одежде (повар - фартук (или китель), колпак (или платок), перчатки и т.д.); о результатах труда (строитель - построенный дом, кондитер - приготовленные торты, кексы, стоматолог - здоровые зубы у пациента и т.д.).

Сформированность всех компонентов поможет ребенку с легкостью воспроизводить деятельность представителей разных профессий в игровой деятельности, а в дальнейшем облегчит профессиональное самоопределение.

Обеспечению эффективности формирования у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых способствует использование в образовательном процессе комплекса разнообразных методов и средств воспитательного воздействия. В нынешних условиях стремительного поступления разнообразной познавательной информации у детей дошкольного возраста возникают трудности в запоминании и оперировании новыми знаниями. Педагоги перенасыщают образовательный процесс большим количеством терминов и фактов, но часто дети теряют связь между ними (работник - профессиональные действия, место работы и т.д.). Дошкольники легче усваивают материал, который вызвал у них эмоции, например экскурсия в пожарную часть или встреча с полицейскими. Но новая, сложная информация преимущественно усваивается частично, или вообще теряется.

Именно поэтому мы советуем использовать мнемотехнику, которая позволит увеличить количество запомненного материала, повысить его точность и качество при воспроизведении. Главный секрет мнемотехники заключается в овладении умением фиксации воспринимаемых образов. Соединяя в воображении связь нескольких образов, в дальнейшем при вспоминании одного, ребенок воспроизводит все объединенные ранее.

В процессе формирования представлений о профессиях педагоги могут использовать различные приемы мнемотехники, однако мы остановимся на более детальном раскрытии: мнемодорожки, мнемокарты, флеш-карты.

Для ознакомления детей с профессиональными действиями работников мы разработали мнемодорожки, которые содержит изображение представителя профессии, профессиональные действия, которые он выполняет, результат его труда (Рис.1).

Рис. 1 Мнемодорожка

Мнемодорожка помогает детям рассказать о деятельности представителя профессии ориентируясь на изображения, которые она содержит.

Формируя представление об особенностях профессиональной деятельности отдельного работника, мы использовали мнемокарты (Рис.2).

Рис. 1 Мнемокарта

Карты представляют собой систему изображений в таблице, которая помогает дошкольникам запоминать и воспроизводить необходимую информацию. Разработанные карточки содержат шесть окошек с изображением: представителя профессии, орудий труда, специальной одежды, места работы, профессиональных действий, результата труда.

Интересным приемом, который превращает учебную деятельность в игру, являются флеш-карты. Это содержательные двусторонние изображения с определенной информацией в лаконичной форме, которые используют для запоминания любых сведений путем систематического повторения. В работе с дошкольниками мы не размещали на карточках текст, а только изображения: одна сторона - представитель профессии, а вторая - орудия, место работы, транспорт, специальная одежда. Карточки были промаркированы разными цветами в соответствии с изображением с другой стороны (зеленый - орудия труда, желтый - место работы и т.д.), чтобы детям было понятно какой ответ они должны дать. Сначала детей знакомили с обеими сторонами карточек. На следующем этапе перед ребенком выкладывали карточки только одной стороной, а он должен был ответить, что изображено с другой и проверить свой ответ. Воспитатель может постепенно обновлять игру добавляя новые карточки.

Таким образом, внедрение элементов мнемотехники в профориентационную работу с дошкольниками обеспечивать процесс упорядочения и систематизации знаний о профессиях, долговременного сохранения необходимой информации и дальнейшего ее воспроизведения. Разработанные мнемодорожки, мнемокарты, флеш-карты разнообразят процесс ознакомления детей с профессиями и будут способствовать повышению познавательного интереса детей к профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Гниздилова А., Лукашова Ю. Использование дидактических игр в процессе профориентации дошкольников. Педагогические науки. 2020. - № 75-76. - С. 3-7.

2. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М.: «Рипол Классик», 2010.
2024