НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова М. Н. Развитие у дошкольников познавательной активности и любознательности через опытно-экспериментальную деятельность

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf

Современное общество требует человека любознательного, активного, обладающего творческим потенциалом.
Согласно вступившим в силу с 1.01.2014 г. ФГОС ДО, одним из пунктов целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление ребенком любознательности, наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонность наблюдать и экспериментировать.
Что такое любознательность? В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».
В полной мере удовлетворить детскую любознательность можно посредством опытно-экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности.
Ребенок начинает познавать мир, который его окружает еще с первых минут жизни. И чем ребенок становится старше – тем больше он познает, осознает, а в итоге и сам вносит вклад в развитие и совершенствование этого мира.
Дети по своей природе исследователи и им интересно всё. Уже в младенчестве дети начинают активно познавать окружающий мир, стремясь рассмотреть предмет, потрогать его руками, попробовать на вкус, понюхать, постучать им и т.д. В старшем дошкольном возрасте детей уже интересуют физические явления, такие как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, эффект грома и молнии, появление радуги после дождя, возможность смешивать краски и самому получить желаемый цвет.
Известный американский общественный деятель Р.У. Э́мерсон сказал: «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам». Задача педагога - не давать ребенку готовые знания, имеющиеся у взрослого, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной активности и любознательности у детей, желания познавать окружающий мир.
Развитие у детей познавательной активности и любознательности во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной в группе, которая включает следующее оснащение:
1.       Мини-лаборатория, включающая в себя различные доступные для дошкольников приборы, инструменты, материалы, вещества.
2. Подборка методической и детской литературы.
3. Дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации.
4. Информация для родителей (папки - передвижки, буклеты, наглядная информация).
5. Создание мини-музеев, разнообразных коллекций.
Наша мини-лаборатория регулярно пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживая любознательность и исследовательский интерес детей. Так же дети имеют возможность еще раз воспроизвести ранее проведенный опыт или эксперимент, убедиться в своих представлениях, выводах, умозаключениях.
Организуя опытно-экспериментальную деятельность с детьми, мы использовали следующие формы и методы работы:
• проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод);
• беседы (коллективные и индивидуальные, тематические и ситуативные);
• наблюдения;
• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и пр.);
• экскурсии (реальные и виртуальные, по территории детского сада и за его пределами);
• экспериментальная деятельность;
• исследование;
• рассказ педагога;
• тайна, сюрпризный момент.
В ходе работы в данном направлении, мы с детьми проводили длительные наблюдения за прорастанием лука, за распусканием цветов на ветках фарзиции, за набуханием почек, цветением декабриста и др. Наблюдения, хоть и не являются экспериментом, создают предпосылки для формирования у детей первичных навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, дают первый опыт экспериментирования.
Совместно с детьми мы проводили эксперименты по выявлению свойств воды и воздуха, соли и сахара, изучали свойства магнита, влияние солнечного света и тепла на жизнедеятельность растений, животных и человека, выращивали сахарные кристаллы т. д. Данная деятельность не только помогла познакомить детей со свойствами предметов и явлениями окружающего мира, но и способствовала проявлению у детей познавательного интереса и обогащению мировоззрения.
В процессе организации с детьми опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, нами был сделан вывод, что если лет пять назад дети 5-6 лет были активными почемучками, то сейчас они чаще задают вопрос «зачем?», а это значит, что мы растим практиков.
Появившийся у детей интерес к опытам и экспериментам, конечно же, отразился на их родителях. Современных родителей довольно трудно привлечь к совместной деятельности с детьми в детском саду или дома. Однако восторженные рассказы детей о проведенной в детском саду исследовательской деятельности, а так же многочисленные вопросы к старшему поколению со стороны детей привлекли внимание родителей к проведению опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях.
Работа с родителями так же была спланирована и включала в себя следующие аспекты:
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- самостоятельная деятельность дома по поиску информации о свойствах того или иного вещества или предмета, того или иного объекта природы;
-подбор и оформление наглядной информации для родителей о содержании опытно-экспериментальной деятельности с детьми, ее роли в развитии разносторонне развитого ребенка;
-создание мини-музеев в группе;
-консультации, беседы.
После проделанной в данном направлении работы, можно сделать вывод: внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Работу в данном направлении мы планируем продолжать и дальше, планируя:
-продолжить работу по развитию познавательной активности и любознательности у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность;
-продолжать пополнять предметно-развивающую среду с учетом ФГОС ДО;
-активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности и любознательности у дошкольников.
Список литературы:
1.       ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
2.       Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] /А.И. Савенков.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2010.
3.       Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2021