Современное общество требует человека любознательного, активного, обладающего творческим потенциалом. Согласно вступившим в силу с 1.01.2014 г. ФГОС ДО, одним из пунктов целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление ребенком любознательности, наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонность наблюдать и экспериментировать. Что такое любознательность? В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». В полной мере удовлетворить детскую любознательность можно посредством опытно-экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности. Ребенок начинает познавать мир, который его окружает еще с первых минут жизни. И чем ребенок становится старше – тем больше он познает, осознает, а в итоге и сам вносит вклад в развитие и совершенствование этого мира. Дети по своей природе исследователи и им интересно всё. Уже в младенчестве дети начинают активно познавать окружающий мир, стремясь рассмотреть предмет, потрогать его руками, попробовать на вкус, понюхать, постучать им и т.д. В старшем дошкольном возрасте детей уже интересуют физические явления, такие как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, эффект грома и молнии, появление радуги после дождя, возможность смешивать краски и самому получить желаемый цвет. Известный американский общественный деятель Р.У. Э́мерсон сказал: «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам». Задача педагога - не давать ребенку готовые знания, имеющиеся у взрослого, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной активности и любознательности у детей, желания познавать окружающий мир. Развитие у детей познавательной активности и любознательности во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной в группе, которая включает следующее оснащение: 1. Мини-лаборатория, включающая в себя различные доступные для дошкольников приборы, инструменты, материалы, вещества. 2. Подборка методической и детской литературы. 3. Дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации. 4. Информация для родителей (папки - передвижки, буклеты, наглядная информация). 5. Создание мини-музеев, разнообразных коллекций. Наша мини-лаборатория регулярно пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживая любознательность и исследовательский интерес детей. Так же дети имеют возможность еще раз воспроизвести ранее проведенный опыт или эксперимент, убедиться в своих представлениях, выводах, умозаключениях. Организуя опытно-экспериментальную деятельность с детьми, мы использовали следующие формы и методы работы: • проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод); • беседы (коллективные и индивидуальные, тематические и ситуативные); • наблюдения; • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и пр.); • экскурсии (реальные и виртуальные, по территории детского сада и за его пределами); • экспериментальная деятельность; • исследование; • рассказ педагога; • тайна, сюрпризный момент. В ходе работы в данном направлении, мы с детьми проводили длительные наблюдения за прорастанием лука, за распусканием цветов на ветках фарзиции, за набуханием почек, цветением декабриста и др. Наблюдения, хоть и не являются экспериментом, создают предпосылки для формирования у детей первичных навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, дают первый опыт экспериментирования. Совместно с детьми мы проводили эксперименты по выявлению свойств воды и воздуха, соли и сахара, изучали свойства магнита, влияние солнечного света и тепла на жизнедеятельность растений, животных и человека, выращивали сахарные кристаллы т. д. Данная деятельность не только помогла познакомить детей со свойствами предметов и явлениями окружающего мира, но и способствовала проявлению у детей познавательного интереса и обогащению мировоззрения. В процессе организации с детьми опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, нами был сделан вывод, что если лет пять назад дети 5-6 лет были активными почемучками, то сейчас они чаще задают вопрос «зачем?», а это значит, что мы растим практиков. Появившийся у детей интерес к опытам и экспериментам, конечно же, отразился на их родителях. Современных родителей довольно трудно привлечь к совместной деятельности с детьми в детском саду или дома. Однако восторженные рассказы детей о проведенной в детском саду исследовательской деятельности, а так же многочисленные вопросы к старшему поколению со стороны детей привлекли внимание родителей к проведению опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях. Работа с родителями так же была спланирована и включала в себя следующие аспекты: - привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе; - самостоятельная деятельность дома по поиску информации о свойствах того или иного вещества или предмета, того или иного объекта природы; -подбор и оформление наглядной информации для родителей о содержании опытно-экспериментальной деятельности с детьми, ее роли в развитии разносторонне развитого ребенка; -создание мини-музеев в группе; -консультации, беседы. После проделанной в данном направлении работы, можно сделать вывод: внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Работу в данном направлении мы планируем продолжать и дальше, планируя: -продолжить работу по развитию познавательной активности и любознательности у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность; -продолжать пополнять предметно-развивающую среду с учетом ФГОС ДО; -активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности и любознательности у дошкольников. Список литературы: 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] /А.И. Савенков.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2010. 3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.