НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михайлова А. М., Алексеева В. Т., Портнова Л. Г. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Во ФГОС ДО обозначены основные принципы дошкольного образования, в том числе и такие, как «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»; «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»; «сотрудничество организации с семьей»; «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В качестве необходимого условия построения образовательного процесса, на основе обозначенных принципов выступает «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом дошкольного образования. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям: родителям – для того, чтобы понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
В последние годы развивается и внедряется новая философия взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. В ее основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную функцию. Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенных иных взаимоотношений семьи и дошкольной организации. В настоящее время работа родителей и педагогов ДОО носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так изменились и содержание, и формы взаимоотношений, они реализуются как через традиционные, так и нетрадиционные формы общения.
Преимущества новой философии взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы и многочисленны.
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу;
- это учет индивидуальности ребенка;
-это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
-это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье;
- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать недостатков, которые присущи старым формам работы.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Цель взаимодействия детского сада и семьи заключается в создании необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Из цели, в свою очередь, вытекают задачи:
·          изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.
·          знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.
·          информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решение данных задач.
·          создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
·          привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе.
·          поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Сотрудничество педагогов с семьями педагоги основывают на правилах, выделенными Г.М. Коджаспировой:
- демонстрация положительного отношения к ребенку, группе, родственникам воспитанника;
-показ родителям волнения, тревоги за ребенка, привлечение их к совместному поиску решения проблемы с использованием при этом выражений: «меня очень беспокоит…», «тревожным мне кажется то, что…»;
- совместное выявление и анализ причин возникновения разногласий;
-формирование совместной тактики по решению возникших проблем в отношениях между родителями и педагогами по вопросу воспитания ребенка;
- формирование целостного стиля и тона взаимодействия с ребенком, построенных на основе уважения его индивидуальных особенностей и интересов.
Взаимоотношения с родительской общественностью педагогический коллектив развивает по определенной схеме, разработанной Е.С. Евдокимовой:
-диагностика семьи (социально-педагогическая);
-выделение педагогами областей особого внимания, проблем семьи, совместный с родителями анализ результатов исследования;
-совместное создание плана действий для каждой семьи с предполагаемыми результатами для ребенка, педагога, родителей;
- выполнение плана действий, наблюдения за детско-родительскими отношениями;
-оценка педагогами и родителями полученных результатов, сравнительный анализ
Наш детский сад посещает 119 воспитанников. Кто они их родители? Какие они?
По результатам исследований родители воспитанников распределены на две группы психолого-педагогического сопровождения. Первая группа родителей – «Стабильные», они ответственны за воспитание своих детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка и поэтому главное – это повышение их психолого-педагогической культуры, расширение воспитательного потенциала семьи, активное включение в родителей в образовательный процесс. Родители второй группы «Активные» ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность, активно включаются в образовательный процесс.
В федеральном государственном образовательном стандарте в структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают инновационные формы и методы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Инновационные формы предполагают: активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде.
Так, в детском саду педагоги разработали раздел образовательной программы по организации взаимодействия с семьями воспитанников. Информационно-аналитическая форма направлена на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Следовательно, выбраны опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «Почтовый ящик доверия», куда родители помещают волнующие их вопросы, Это помогает лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Педагогическая поддержка родительского сообщества организуется в форме:
- родительских встреч, как групповых, так и общих («Яркие события учебного года», «Безопасность детей – приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи» и др.), способствующие привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе, сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании дошкольников.
- наглядно-тестовой информации в форме памяток, стендов, папок-передвижек, советы на сайте детского сада «Сетевой город. Образование», «Онлайн детский сад».
По направлению «Педагогическое образование» проводятся:
- мастер-классы, тренинги, семинары-практикумы («Играем в Лего-конструктор»), консультативный пункт; работа «горячей линии» в системе онлайн-технологий на сайте детского сада, использование почтового ящика с целью консультативной помощи в вопросах воспитания детей.
Реализация педагогического партнерства проходит с помощью:
- привлечения родителей обучающихся к планированию и организации совместных проектов: помощь родителей при проведении исследовательских проектов по комплексно-тематическому планированию в старшей и подготовительной к школе группе. Необходимо отметить, что участие родителей в проектах постепенно возрастает. Проекты увлекли часть родителей, и они стали не просто участниками, но и их организаторами. Одним из таких совместных проектов педагогов и родителей стали конкурсы «Лучший зимний участок», «Лучший летний участок», родители составили проекты оформления участков и пути их воплощения. Использование проектной деятельности в работе с семьей помогает педагогам достигнуть значительных успехов в деле налаживания взаимопонимания и сотрудничества с родителями. Родители видят искреннюю заинтересованность педагогического коллектива. Пример - участие в Международном конкурсе «Молочные реки. Кисельные берега». Родители поняли, что это интересно детям: приняли участие в выставке упаковок из-под молока и молочных продуктов «Молочные реки», выставке «Молоко в жизни моей семьи», подготовили мультимедийную презентацию «Быть здоровым так легко - пейте часто молоко;
-акций («Поможем зимующим птицам», «Каждому скворцу по дворцу» и др.)
- семейных праздников (День матери, День отца», Всероссийский День семьи, любви и верности);
-участие родителей в праздниках (роль Деда Мороза на новогодних праздниках играют папы воспитанников), мамы и папы активные участники праздников 8 марта и 23 февраля, организуемых в форме конкурсов, одним словом родители перестали быть в роли зрителей, они вместе с детьми принимают участие в празднике. Пример – конкурс Мисс-Мама, под таким названием прошел праздник, посвященный Международному женскому дню 8 Марта, в подготовительной школе группе. Мамы воспитанников попробовали себя в роли модельеров, хореографов, актеров. Поэтому, каждая из них стала победительницей в номинациях. Ещё один пример - конкурс "Ай, да папы!", посвященный Дню Защитника Отечества Папы наших воспитанников успешно справились со всеми конкурсами и стали победителями номинаций "Самый находчивый", "Папа может. Папа может все, что угодно", "Мой папа, самый, самый...!", "Самый артистичный".
Это самые популярные формы работы, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми. Ценность таких мероприятий особенно велика, так как семье предоставляется дополнительная возможность в процессе взаимодействия «принадлежать друг другу», забыв об обыденных проблемах и делах, эмоционально сблизиться и выразить любовь по отношению к своим самым близким.
С целью оптимизации стиля семейного воспитания в детском саду функционирует клубная система «Дошкольная академия», в которую входят семейные клубы: «Думаю, действуя» (ранний возраст), «Я сам!» (младшая группа), «Любознательные Почемучки» (средняя группа), «Уже большие» (старшая группа), «Мечтатели, помощники, будущие ученики» (подготовительная к школе группа). В рамках данных объединений проводятся совместные виды деятельности родителей и детей. Сложились определенные традиции их проведения. Первая часть посвящена вопросам воспитания и обучения детей, где обсуждаются и демонстрируются приемы положительного взаимодействия с ребенком, решаются педагогические ситуации, происходит ознакомление с литературой и педагогическими приемами. Вторая часть посвящена совместной деятельности взрослых и детей в зависимости от тематики клуба. Например, в семейном клубе «Мечтатели, помощники, будущие ученики» стараемся помочь родителям будущих первоклассников подготовить ребенка к школе. На встречи приглашаются специалисты: врачи, психологи, учителя.
Одной из наиболее распространенных форм с родителями воспитанников старшего возраста является проведение исследовательских детско-родительских игр, которые позволяют сделать родителей и сотрудников детского сада единомышленниками, сплотившимися для решения задач по образовательным областям основной программы. Пример - в рамках Космического квеста, посвященного Дню Космонавтики, встретились 2 команды Сатурн и Марс, воспитанников старшей группы «Почемучки» и их родителей на игре «Знатоки Космоса». Участники игры отправились в увлекательное путешествие по бескрайному космическому пространству, где отгадывали ребусы, загадки, решали головоломки и строили космические корабли. Подобное сотрудничество позволяет сделать родителей и сотрудников детского сада единомышленниками в формировании познавательного интереса к космосу и воспитания чувства гордости профессией космонавта.
В рамках художественно-эстетического воспитания детей тесное сотрудничество с семьями воспитанников осуществляется посредством организации совместно-родительского творчества. В детском саду проводятся различные ярмарки, выставки совместных творческих работ родителей и воспитанников.
Используя разнообразные формы работы, дошкольное учреждение взаимодействует и сотрудничает с семьями воспитанников. Данный уровень взаимоотношений осуществляется в условиях открытости обеих сторон, взаимодоверия, взаимопонимания и общения на равных позициях. Взаимодействие с родителями воспитанников позволило сделать вывод, что взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями. Договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости получения знаний о развитии и воспитании ребенка, что он нуждается в них, в объединении усилий, что они – его союзники, и он не может обойтись без их совета.
В результате проделанной работы родители проявляют искренний интерес к жизни детского сада, пополняют свой педагогический опыт в воспитании детей, пополняется развивающая предметно-пространственная среда, а самое главное, по нашим наблюдениям, меняется сама позиция – от потребителей образовательных услуг к участникам образовательного процесса.
Благодаря использованию нетрадиционных форм взаимодействия, родители стали активнее включаться в жизнь ДОУ, брать на себя приоритетную роль в воспитании детей.
В заключение следует подчеркнуть, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый, из которых дает ребенку социальный опыт. Но только, в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Библиографический список
1. Давыдова О.И., Л.Г. Богославец, А.А. Майер «Работа с родителями», Творческий Центр, Москва 2015 г
2. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей в жизнь детского сада.- М.:ТЦ Сфера, 2011
3. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В, Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи.- М.: ТЦ Сфера, 2016.
2022