Свирин В.И. Методика диагностики отношения младшего школьника к природе
Библиографическое описание:
Свирин В.И. Методика диагностики отношения младшего школьника к природе // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Методика диагностики отношения личности к природе представляет собой отдельную историческую проблему, требу ющую для своего разрешения выбора и обоснования критериев оценки, разработки содержательной части решения задачи; темати ки и формулировки вопросов, их последовательности, структури рованности анкеты; технического решения задачи, использования адекватных методов математической обработки, правильной интерпретации полученных результатов, В литературе рекомендации по осуществлению подобного исследования носят общий характер и не адаптированы к младшему школьному возрасту. Поэтому разработка методики диагностики отношения младших школьников к природе стала одной из важнейших задач предпринятого нами исследования, от решения которой зависел успех всего экспери мента.
Методика № I
Представляет собой комплексную методику изучения отно шения младших школьников к миру природы и реализуется в воп росах анкеты № I.
Структура и содержание анкеты №1.
Анкета №1 состоит из 12 вопросов в трех недифференцируемых учащимися блоках.
I. 1-4 вопросы ("социологический блок") - тестовая система.
II. 5-7 вопросы ("мотивационный блок") - имеют творческий характер.
III. 6-12 вопросы ("экологический блок") - тестовая система.
Цель методики: сравнительное изучение уровня сформирован ности экологической культуры у детей, занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке по трем ее компонентам (интеллекту альному, отношенческому и деятельностному).
Задачи:
1) провести сравнительное исследование в области диагностики субъективного отношения младших школьников к природе по его базовым параметрам и параметрам второго порядка;
2) установить зависимость общего уровня экологической воспитанности от уровня сформированности субъективного отношения к природе по отдельным его параметрам; проследить связь между тремя компонентами экологической воспитанности.
Ожидаемые результаты.
1. Возможность определить уровень экологической культуры младших школьников, занимающихся в разных кружках.
2. На основании полученных данных предполагается установить степень влияния внеклассном работы экологического содержания на формирование экологической культуры младшего школьника.
Анкета №1. "Социологический блок" (вопросы 1-4)
Направлен на определение места природы в системе отно шений младших школьников с окружающим миром.
За основу построения опросника взята предпосылка, что взаимодействие человека с окружающим миром в процессе жизнедеятельности осуществляется по четырем направле ниям: человек-общество (в социальной среде), человек-природа (в природной среде), человек-цивилизация (в техногенной среде), человек-искусство (духовный мир).
Структура и содержание.
Исследуемым необходимо ответить на четыре вопроса (прил.), каждый из которых подразумевает определенную ситу ацию выбора. Под литерами а), б), в), г) предлагаются возможные варианты ответов.
Вопрос 1. Интерес к практическому взаимодействию.
Вопрос 2. Сенситивность к информации. Интерес к эстетическому взаимодействию.
Вопрос 3. Стремление к интеллектуальному взаимодействию.
Вопрос 4. Стремление к деятельности природоохранной направлен ности (экологическим поступкам).
Цель: определить место природы в сфере потребностей личности младшего школьника (параметр «доминантность»).
Задачи:
1) провести сравнительный анализ индивидуального уровня инте реса учащихся к взаимодействию с миром природы;
2) провести сравнительный анализ общего уровня интереса к взаимодействию с миром природы в различных исследуемых группах.
Ожидаемые результаты.
1. Средний уровень доминантности отношения к природе у детей, занимающихся в экологическом кружке, должен быть выше, чем в группах незанимающихся.
2. В группах экологов количество учащихся со сверх низким уровнем "доминантности" должно быть гораздо меньшим, чем в группах не занимающихся или отсутствовать вообще.
Анкета № I. "Мотивационный блок" (вопросы 5-7)
Направлен на изучение запечатленности потребностей лич ности младшего школьника в объектах и явлениях природы.
Структура и содержание.
Данный опросник состоит из трех вопросов (5-7), с точки зрения определения отношения к природе, дополняющих друг друга.
Вопрос 5. Отношение к природе в целом. Преимущественно направ лен на изучение практического компонента экологи ческой культуры.
Вопрос 6. Отношение к животным. Позволяет раскрыть природо охранную ориентацию личности ребенка.
Вопрос 7. Отношение к явлениям природы. Способствует опреде лению эстетических мотивов к взаимодействию с миром природы.
Цель: изучение картины распределения мотивов взаимо действия с миром природы.
Задачи:
1) определить широту и интенсивность запечатленности потребностей личности в объектах и явлениях природы по трем компонентам: перцептивно-аффективному, когнитивному и практическому;
2) определить соотношение прагматических и непрагматических мотивов во взаимодействии с миром природы;
3) определить уровень стремления к природоохранной деятель ности (все признаки заботы о природе отнесены к деятельности природоохранной направленности);
4) установить зависимость формирования непрагматических моти вов взаимодействия с миром природы от продолжительности пери ода посещения экологического кружка.
Предполагаемые результаты.
I. Предполагается смещение баланса от стремления к прагмати ческому взаимодействию с природой к непрагматическому по мере увеличения продолжительности периода занятий в эколо гическом кружке.
2. Предполагается увеличение значений параметров "широты" и "интенсивности" по когнитивной и практической шкалам субъек тивного отношения к миру природы.
Анкета № 1. "Экологический блок" (вопросы 8-12)
Направлен на изучение экологической воспитанности как сложного комплекса связей между тремя компонентами экологи ческой культуры (интеллектуальным, отношенческим и деятельностным).
Состоит из 5 вопросов, предполагающих непосредственное взаимодействие детей с миром природы: учащимся предлагается ситуация и четыре возможных варианта линий поведения, два из которых экологически приемлемы, два - нет. Положительно оценивается экологически приемлемый вариант. В случае» если в ответе указан один из экологически неадекватных вариан тов, то респондент не набирает очков.
Вопрос 8. Взаимодействие с миром животных.
Вопрос 9. Взаимодействие с миром растений.
Вопрос 10. Взаимодействие с окружающей средой. Вопрос II. О природоохранной деятельности.
Вопрос 12. О поддержании своего здоровье.
Вопросы сформулированы таким образом, что подразумевают условия, в которых непосредственно может проявиться умение правильно выбирать линию поведения в природе, в той или иной ситуации, и владение определенными технологиями взаимо действия с природными объектами, которые позволят реализовать выбранную стратегию взаимодействия — деятельностный компонент экологической культуры
Вопросы подразумевают владение младшими школьниками начальными сведениями из области экологии (глобальной экологии, экологии животных и экологии растений, экологии человека, рационального природопользования и охраны при роды). Подразумевается наличие у младших школьников
сформированности определенного уровня экологического мышления (способность прогнозировать ситуацию, прослеживать причинно-следственные связи, возникающие в мире природы), базирующегося на ведущих экологических представлениях (о единстве человека и мира природы, о сложности и многообразии взаимосвязей и взаимодействий в природе) — когнитивный компонент экологической культуры»
Вопросы подразумевают наличие у младших школьников личностно значимого отношения к природным объектам и их комплексам на основе сформированных нравственно-эстетических ценностей, в основе которых лежит гуманное отношение к миру природы - отношенческий компонент экологической культуры.
Цель: определить уровень представлений учащихся началь ных классов об экологичном поведении.
Задачи:
1) провести сравнительный анализ уровня экологических знаний из области практической экологии;
2) провести качественный анализ результатов анкетирования по этому блоку с целью осуществления коррекционной работы по экологии в рамках формирующего эксперимента. Провести сравнительный анализ результатов в группах занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке;
3) проследить зависимость экологических знаний от общего интереса к природе.
Ожидаемые результаты.
1. Более высокий уровень способностей к целесообразному решению экологических задач должен наблюдаться в группах, занимающихся экологией и увеличиваться по мере увеличения продолжительности срока занятий/
2. Вероятна зависимость уровня способности адекватного решения экологических задач от общего уровня интереса к природе.
Анкета № 1
1.Как бы потратил (а) свои карманные деньги, если бы их хватило на что-нибудь одно?
а) сходить в кино
б) посидеть в кафе
в) покататься на каруселях
г) посетить дельфинарий
2.Какую телепередачу или фильм ты будешь смотреть, если одновременно по разным каналам идут программы:
а) о животных
б) концерт
в) спортивная
г) о машинах
3. Какие книги тебе больше нравится читать?
а) о приключениях
б) о природе
в) о технике
г) об искусстве
4.Какому из литературных героев ты предложил (а) бы свою помощь?
а) мастеру Самоделкину - собрать новый вездеход
б) ученому Знайке - разработать программу полета на Марс
в) доктору Айболиту - вылечить всех зверей
г) журналисту Мурзилке - сделать репортаж о нашей школе
5. Чем ты больше всего любишь заниматься, бывая на природе?
_____________________________________
6. Какое животное и почему ты хотел (а) бы завести дома?
_____________________________________
7. Выбери какое-нибудь время года (зима, весна, лето, осень) и напиши - чем оно тебе нравится?
_____________________________________
8. Что ты сделаешь, если, гуляя по лесу, найдешь птенца?
а) стану с ним играть
б) возьму домой
в) постараюсь не испугать его
г) попытаюсь вернуть в гнездо
9. Если во время похода понадобится разжечь костер, то где можно взять дрова?
а) собрать валежник
б) нарезать веток
в) срубить дерево
г) принести с собой
10. Куда деть пустую консервную банку в лесу?
а) бросить в озеро
б) взять обратно с собой
в) спрятать в кустах
г) зарыть в золу
11. Как ты считаешь, как надо заботиться о природе?
а) составлять букеты из полевых цветов
б) подкармливать птиц
в) не вытаптывать газон
г) охотиться на хищных животных
12. Что для тебя значит «вести здоровый образ жизни»?
а) много и вкусно есть
б) смотреть все спортивные телепрограммы
в) гулять на свежем воздухе
г) заниматься спортом
Методика №2 диагностики отношения младших школьников к природе (вторая фаза констатирующего эксперимента)
С целью дополнительных исследований в области экологичес кого сознания младших школьников, учащимся была предложена анкета №2 с двумя заданиями тестового характера.
Задание 1. Определение способности к преодолению отрицательных стереотипов отношения к природным объектам.
Структура и содержание»
Предлагается 10 вопросов, к каждому из которых прилагается по три варианта ответов. Один из вариантов является примером негативного восприятия природного объекта, другой - позитивного, третий вариант - не является признаком определяемого понятия (в тесте существует природный объект с такой характеристикой, исходя из чего возможно усложнение задания, с целью исследова ния общего развития: "Подберите из указанных на листке слов, слово подходящее к этому животному и напишите его в четвертой колонке").
Цель: изучение отношенческого компонента экологической культуры (перцептивно-аффективная шкала субъективного отношения к природе).
Задачи:
1) определить способность к преодолению отрицательных стереотипов восприятия природных объектов у учащихся третьих классов, занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке;
2) провести сравнительный анализ способности к преодолению отри цательных стереотипов восприятия природных объектов у детей, занимающихся в разных кружках»
Ожидаемые результаты: способность к преодолению отрицатель ных стереотипов восприятия природных объектов должна увеличиваться по мере увеличения срока занятий в экологическом кружке.
Задание 2. "Эрудит" (тест на определение уровня общей эру диции в области естествознания)
Структура и содержание.
Предлагается 10 вопросов, к каждому из которых прилагается по два варианта ответов (правильный и неправильный). Опросник построен по принципу созвучных слов.
Цель: изучение интеллектуального компонента экологической культуры младшего школьника (когнитивная шкала).
Задачи:
1) провести сравнительный анализ общего уровня эрудиции в области естествознания школьников занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке;
2) провести качественный анализ результатов анкетирования и выявить наиболее распространенные ошибки.
Ожидаемые результаты: общий уровень эрудиции в области естествознания должен быть выше в группах экологов и возрастать по мере увеличения срока занятий в экологическом кружке.
Анкета № 2
ЗАДАНИЕ № 1. Выберите самое подходящее слово.
ЗАДАНИЕ №2. "Эрудит
ЧТО ТАКОЕ...? / найдите правильный ответ
Методика диагностики (2-й срез). Оценка изменения отношения к природе
Программа 2-го этапа исследований выполнена полностью. Прове дена внеурочная и внеклассная работа по экологическому воспи танию с учащимися экспериментального класса*
Для оценки изменения отношения к природе были составлены две анкеты: №3 и №4 (см. приложение).
Анкета №3. Изучение интереса к природе ("доминантность")
Составлена аналогично "социологическому блоку" анкеты №I. Та же структура и та же тематика, изменены лишь формулировки вопросов и варианты ответов (принцип "новизны"). Кроме того, вопрос №4 был сформулирован так, чтобы выявить интерес учащих ся к кружковой деятельности и, в частности, к кружку "Познава тельная экология", в котором они занимаются в настоящее время (цель: планирование третьего этапа обучения - третьего года; на настоящий момент они занимались по 2-хгодичному курсу).
Цель: определение места природы в системе отношений млад шего школьника с окружающим миром. Задачи: провести сравнительный анализ параметра "доминантность" по данным, полученным до начала формирующего эксперимента и по его завершению.
Ожидаемые результаты: интерес к природе у детей экспери ментального класса должен повыситься.
Анкета №4."Экологический блок" (изучение связи трех компо нентов экологической культуры)
Состоит из двух недифференцируемых блоков.
I. Вопросы 1-5 (повтор анкеты №1).
II. Вопросы 6-10 (составлены аналогично 1-5 с целью изучения способности к решению экологических заданий).
Цель: исследование интегрального уровня экологической культуры.
Задачи: провести сравнительный анализ результатов анкеты №I и анкеты №4.
Ожидаемые результаты: уровень решаемости экологических заданий детьми экспериментального класса должен повыситься.
Анкета № 3
1. Куда, в первую очередь, ты хотел (а) бы сходить на экскурсию?
а) в ботанический сад
б) в художественный музей
в) на автодром
г) в соседнюю школу
2. В съемках какой программы (фильма) ты хотел (а) бы принять участие?
а) о музыке
б) о спорте
в) о природе
г) о машинах
3. Какую книгу тебе хотелось бы получить в подарок на День рождения?
а) о приключениях
б) о животных
в) об искусстве
г) о технике
4. В каком кружке ты хочешь заниматься в следующем учебном году?
а) конструкторский
б) кройки и шитья
в) экологический
г) театральный
Анкета № 4
1. Что ты сделаешь, если, гуляя по лесу, найдешь птенца?
а) стану с ним играть
б) возьму домой
в) постараюсь не испугать его
г) попытаюсь вернуть в гнездо
2. Если во время похода понадобится разжечь костер, то где можно взять дрова?
а) собрать валежник
б) нарезать веток
в) срубить дерево
г) принести с собой
3.Куда деть пустую консервную банку в лесу?
а) бросить в озеро
б) взять обратно с собой
в) спрятать в кустах
г) обжечь и зарыть в золу
4. Как ты считаешь, как надо заботиться о природе?
а) составлять букеты из полевых цветов
б) подкармливать птиц
в) не вытаптывать газон
г) охотиться на хищных животных
5. Что для тебя значит "вести здоровый образ жизни"?
а) много и вкусно есть
б) смотреть все спортивные телепрограммы
в) гулять на свежем воздухе
г) заниматься спортом
6. Что ты будешь делать, если во время похода в лес встретишь ежика?
а) немного поиграю с ним
б) возьму домой, чтобы покормить
в) понаблюдаю за ним
г) не стану ему мешать
7. Что бы ты взял (а) на экскурсию в лес?
а) сачок
б) фотоаппарат
в) диктофон
г) пилу
8. Что делать с пластиковой бутылкой в лесу?
а) взять обратно с собой
б) бросить в ручей
в) закопать в землю
г) собрать в нее мусор и унести из леса
9. Что надо делать, чтобы сберечь природу?
а) не оставлять после себя мусор
б) уничтожать ядовитые растения
в) правильно собирать грибы и ягоды
г) брать к себе домой лесных обитателей
10. Какое занятие способствует закаливанию организма человека?а) компьютерные игры