Актуальные вопросы начального общего образования

Свирин В.И. Методика диагностики отношения младшего школьника к природе

Библиографическое описание:

Свирин В.И. Методика диагностики отношения младшего школьника к природе // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Методика диагностики отношения личности к природе представляет собой отдельную историческую проблему, требу ющую для своего разрешения выбора и обоснования критериев оценки, разработки содержательной части решения задачи; темати ки и формулировки вопросов, их последовательности, структури рованности анкеты; технического решения задачи, использования адекватных методов математической обработки, правильной интерпретации полученных результатов, В литературе рекомендации по осуществлению подобного исследования носят общий характер и не адаптированы к младшему школьному возрасту. Поэтому разработка методики диагностики отношения младших школьников к природе стала одной из важнейших задач предпринятого нами исследования, от решения которой зависел успех всего экспери мента.

Методика № I

Представляет собой комплексную методику изучения отно шения младших школьников к миру природы и реализуется в воп росах анкеты № I.

Структура и содержание анкеты №1.

Анкета №1 состоит из 12 вопросов в трех недифференцируемых учащимися блоках.

I. 1-4 вопросы ("социологический блок") - тестовая система.

II. 5-7 вопросы ("мотивационный блок") - имеют творческий характер.

III. 6-12 вопросы ("экологический блок") - тестовая система.

Цель методики: сравнительное изучение уровня сформирован ности экологической культуры у детей, занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке по трем ее компонентам (интеллекту альному, отношенческому и деятельностному).

Задачи:

1) провести сравнительное исследование в области диагностики субъективного отношения младших школьников к природе по его базовым параметрам и параметрам второго порядка;

2) установить зависимость общего уровня экологической воспитанности от уровня сформированности субъективного отношения к природе по отдельным его параметрам; проследить связь между тремя компонентами экологической воспитанности.

Ожидаемые результаты.

1. Возможность определить уровень экологической культуры младших школьников, занимающихся в разных кружках.

2. На основании полученных данных предполагается установить степень влияния внеклассном работы экологического содержания на формирование экологической культуры младшего школьника.

Анкета №1. "Социологический блок" (вопросы 1-4)

Направлен на определение места природы в системе отно шений младших школьников с окружающим миром.

За основу построения опросника взята предпосылка, что взаимодействие человека с окружающим миром в процессе жизнедеятельности осуществляется по четырем направле ниям: человек-общество (в социальной среде), человек-природа (в природной среде), человек-цивилизация (в техногенной среде), человек-искусство (духовный мир).

Структура и содержание.

Исследуемым необходимо ответить на четыре вопроса (прил.), каждый из которых подразумевает определенную ситу ацию выбора. Под литерами а), б), в), г) предлагаются возможные варианты ответов.

Вопрос 1. Интерес к практическому взаимодействию.

Вопрос 2. Сенситивность к информации. Интерес к эстетическому взаимодействию.

Вопрос 3. Стремление к интеллектуальному взаимодействию.

Вопрос 4. Стремление к деятельности природоохранной направлен ности (экологическим поступкам).

Цель: определить место природы в сфере потребностей личности младшего школьника (параметр «доминантность»).

Задачи:

1) провести сравнительный анализ индивидуального уровня инте реса учащихся к взаимодействию с миром природы;

2) провести сравнительный анализ общего уровня интереса к взаимодействию с миром природы в различных исследуемых группах.

Ожидаемые результаты.

1. Средний уровень доминантности отношения к природе у детей, занимающихся в экологическом кружке, должен быть выше, чем в группах незанимающихся.

2. В группах экологов количество учащихся со сверх низким уровнем "доминантности" должно быть гораздо меньшим, чем в группах не занимающихся или отсутствовать вообще.

Анкета № I. "Мотивационный блок" (вопросы 5-7)

Направлен на изучение запечатленности потребностей лич ности младшего школьника в объектах и явлениях природы.

Структура и содержание.

Данный опросник состоит из трех вопросов (5-7), с точки зрения определения отношения к природе, дополняющих друг друга.

Вопрос 5. Отношение к природе в целом. Преимущественно направ лен на изучение практического компонента экологи ческой культуры.

Вопрос 6. Отношение к животным. Позволяет раскрыть природо охранную ориентацию личности ребенка.

Вопрос 7. Отношение к явлениям природы. Способствует опреде лению эстетических мотивов к взаимодействию с миром природы.

Цель: изучение картины распределения мотивов взаимо действия с миром природы.

Задачи:

1) определить широту и интенсивность запечатленности потребностей личности в объектах и явлениях природы по трем компонентам: перцептивно-аффективному, когнитивному и практическому;

2) определить соотношение прагматических и непрагматических мотивов во взаимодействии с миром природы;

3) определить уровень стремления к природоохранной деятель ности (все признаки заботы о природе отнесены к деятельности природоохранной направленности);

4) установить зависимость формирования непрагматических моти вов взаимодействия с миром природы от продолжительности пери ода посещения экологического кружка.

Предполагаемые результаты.

I. Предполагается смещение баланса от стремления к прагмати ческому взаимодействию с природой к непрагматическому по мере увеличения продолжительности периода занятий в эколо гическом кружке.

2. Предполагается увеличение значений параметров "широты" и "интенсивности" по когнитивной и практической шкалам субъек тивного отношения к миру природы.

Анкета № 1. "Экологический блок" (вопросы 8-12)

Направлен на изучение экологической воспитанности как сложного комплекса связей между тремя компонентами экологи ческой культуры (интеллектуальным, отношенческим и деятельностным).

Состоит из 5 вопросов, предполагающих непосредственное взаимодействие детей с миром природы: учащимся предлагается ситуация и четыре возможных варианта линий поведения, два из которых экологически приемлемы, два - нет. Положительно оценивается экологически приемлемый вариант. В случае» если в ответе указан один из экологически неадекватных вариан тов, то респондент не набирает очков.

Вопрос 8. Взаимодействие с миром животных.

Вопрос 9. Взаимодействие с миром растений.

Вопрос 10. Взаимодействие с окружающей средой. Вопрос II. О природоохранной деятельности.

Вопрос 12. О поддержании своего здоровье.

Вопросы сформулированы таким образом, что подразумевают условия, в которых непосредственно может проявиться умение правильно выбирать линию поведения в природе, в той или иной ситуации, и владение определенными технологиями взаимо действия с природными объектами, которые позволят реализовать выбранную стратегию взаимодействия — деятельностный компонент экологической культуры

Вопросы подразумевают владение младшими школьниками начальными сведениями из области экологии (глобальной экологии, экологии животных и экологии растений, экологии человека, рационального природопользования и охраны при роды). Подразумевается наличие у младших школьников

сформированности определенного уровня экологического мышления (способность прогнозировать ситуацию, прослеживать причинно-следственные связи, возникающие в мире природы), базирующегося на ведущих экологических представлениях (о единстве человека и мира природы, о сложности и многообразии взаимосвязей и взаимодействий в природе) — когнитивный компонент экологической культуры»

Вопросы подразумевают наличие у младших школьников личностно значимого отношения к природным объектам и их комплексам на основе сформированных нравственно-эстетических ценностей, в основе которых лежит гуманное отношение к миру природы - отношенческий компонент экологической культуры.

Цель: определить уровень представлений учащихся началь ных классов об экологичном поведении.

Задачи:

1) провести сравнительный анализ уровня экологических знаний из области практической экологии;

2) провести качественный анализ результатов анкетирования по этому блоку с целью осуществления коррекционной работы по экологии в рамках формирующего эксперимента. Провести сравнительный анализ результатов в группах занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке;

3) проследить зависимость экологических знаний от общего интереса к природе.

Ожидаемые результаты.

1. Более высокий уровень способностей к целесообразному решению экологических задач должен наблюдаться в группах, занимающихся экологией и увеличиваться по мере увеличения продолжительности срока занятий/

2. Вероятна зависимость уровня способности адекватного решения экологических задач от общего уровня интереса к природе.

Анкета № 1

1.Как бы потратил (а) свои карманные деньги, если бы их хватило на что-нибудь одно?

а) сходить в кино

б) посидеть в кафе

в) покататься на каруселях

г) посетить дельфинарий

2.Какую телепередачу или фильм ты будешь смотреть, если одновременно по разным каналам идут программы:

а) о животных

б) концерт

в) спортивная

г) о машинах

3. Какие книги тебе больше нравится читать?

а) о приключениях

б) о природе

в) о технике

г) об искусстве

4.Какому из литературных героев ты предложил (а) бы свою помощь?

а) мастеру Самоделкину - собрать новый вездеход

б) ученому Знайке - разработать программу полета на Марс

в) доктору Айболиту - вылечить всех зверей

г) журналисту Мурзилке - сделать репортаж о нашей школе

5. Чем ты больше всего любишь заниматься, бывая на природе?

_____________________________________

6. Какое животное и почему ты хотел (а) бы завести дома?

_____________________________________

7. Выбери какое-нибудь время года (зима, весна, лето, осень) и напиши - чем оно тебе нравится?

_____________________________________

8. Что ты сделаешь, если, гуляя по лесу, найдешь птенца?

а) стану с ним играть

б) возьму домой

в) постараюсь не испугать его

г) попытаюсь вернуть в гнездо

9. Если во время похода понадобится разжечь костер, то где можно взять дрова?

а) собрать валежник

б) нарезать веток

в) срубить дерево

г) принести с собой

10. Куда деть пустую консервную банку в лесу?

а) бросить в озеро

б) взять обратно с собой

в) спрятать в кустах

г) зарыть в золу

11. Как ты считаешь, как надо заботиться о природе?

а) составлять букеты из полевых цветов

б) подкармливать птиц

в) не вытаптывать газон

г) охотиться на хищных животных

12. Что для тебя значит «вести здоровый образ жизни»?

а) много и вкусно есть

б) смотреть все спортивные телепрограммы

в) гулять на свежем воздухе

г) заниматься спортом

Методика №2 диагностики отношения младших школьников к природе (вторая фаза констатирующего эксперимента)

С целью дополнительных исследований в области экологичес кого сознания младших школьников, учащимся была предложена анкета №2 с двумя заданиями тестового характера.

Задание 1. Определение способности к преодолению отрицательных стереотипов отношения к природным объектам.

Структура и содержание»

Предлагается 10 вопросов, к каждому из которых прилагается по три варианта ответов. Один из вариантов является примером негативного восприятия природного объекта, другой - позитивного, третий вариант - не является признаком определяемого понятия (в тесте существует природный объект с такой характеристикой, исходя из чего возможно усложнение задания, с целью исследова ния общего развития: "Подберите из указанных на листке слов, слово подходящее к этому животному и напишите его в четвертой колонке").

Цель: изучение отношенческого компонента экологической культуры (перцептивно-аффективная шкала субъективного отношения к природе).

Задачи:

1) определить способность к преодолению отрицательных стереотипов восприятия природных объектов у учащихся третьих классов, занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке;

2) провести сравнительный анализ способности к преодолению отри цательных стереотипов восприятия природных объектов у детей, занимающихся в разных кружках»

Ожидаемые результаты: способность к преодолению отрицатель ных стереотипов восприятия природных объектов должна увеличиваться по мере увеличения срока занятий в экологическом кружке.

Задание 2. "Эрудит" (тест на определение уровня общей эру диции в области естествознания)

Структура и содержание.

Предлагается 10 вопросов, к каждому из которых прилагается по два варианта ответов (правильный и неправильный). Опросник построен по принципу созвучных слов.

Цель: изучение интеллектуального компонента экологической культуры младшего школьника (когнитивная шкала).

Задачи:

1) провести сравнительный анализ общего уровня эрудиции в области естествознания школьников занимающихся и не занимающихся в экологическом кружке;

2) провести качественный анализ результатов анкетирования и выявить наиболее распространенные ошибки.

Ожидаемые результаты: общий уровень эрудиции в области естествознания должен быть выше в группах экологов и возрастать по мере увеличения срока занятий в экологическом кружке.

Анкета № 2

ЗАДАНИЕ № 1. Выберите самое подходящее слово.

ЗАДАНИЕ №2. "Эрудит

ЧТО ТАКОЕ...? / найдите правильный ответ

Методика диагностики (2-й срез). Оценка изменения отношения к природе

Программа 2-го этапа исследований выполнена полностью. Прове дена внеурочная и внеклассная работа по экологическому воспи танию с учащимися экспериментального класса*

Для оценки изменения отношения к природе были составлены две анкеты: №3 и №4 (см. приложение).

Анкета №3. Изучение интереса к природе ("доминантность")

Составлена аналогично "социологическому блоку" анкеты №I. Та же структура и та же тематика, изменены лишь формулировки вопросов и варианты ответов (принцип "новизны"). Кроме того, вопрос №4 был сформулирован так, чтобы выявить интерес учащих ся к кружковой деятельности и, в частности, к кружку "Познава тельная экология", в котором они занимаются в настоящее время (цель: планирование третьего этапа обучения - третьего года; на настоящий момент они занимались по 2-хгодичному курсу).

Цель: определение места природы в системе отношений млад шего школьника с окружающим миром. Задачи: провести сравнительный анализ параметра "доминантность" по данным, полученным до начала формирующего эксперимента и по его завершению.

Ожидаемые результаты: интерес к природе у детей экспери ментального класса должен повыситься.

Анкета №4."Экологический блок" (изучение связи трех компо нентов экологической культуры)

Состоит из двух недифференцируемых блоков.

I. Вопросы 1-5 (повтор анкеты №1).

II. Вопросы 6-10 (составлены аналогично 1-5 с целью изучения способности к решению экологических заданий).

Цель: исследование интегрального уровня экологической культуры.

Задачи: провести сравнительный анализ результатов анкеты №I и анкеты №4.

Ожидаемые результаты: уровень решаемости экологических заданий детьми экспериментального класса должен повыситься.

Анкета № 3

1. Куда, в первую очередь, ты хотел (а) бы сходить на экскурсию?

а) в ботанический сад

б) в художественный музей

в) на автодром

г) в соседнюю школу

2. В съемках какой программы (фильма) ты хотел (а) бы принять участие?

а) о музыке

б) о спорте

в) о природе

г) о машинах

3. Какую книгу тебе хотелось бы получить в подарок на День рождения?

а) о приключениях

б) о животных

в) об искусстве

г) о технике

4. В каком кружке ты хочешь заниматься в следующем учебном году?

а) конструкторский

б) кройки и шитья

в) экологический

г) театральный

Анкета № 4

1. Что ты сделаешь, если, гуляя по лесу, найдешь птенца?

а) стану с ним играть

б) возьму домой

в) постараюсь не испугать его

г) попытаюсь вернуть в гнездо

2. Если во время похода понадобится разжечь костер, то где можно взять дрова?

а) собрать валежник

б) нарезать веток

в) срубить дерево

г) принести с собой

3.Куда деть пустую консервную банку в лесу?

а) бросить в озеро

б) взять обратно с собой

в) спрятать в кустах

г) обжечь и зарыть в золу

4. Как ты считаешь, как надо заботиться о природе?

а) составлять букеты из полевых цветов

б) подкармливать птиц

в) не вытаптывать газон

г) охотиться на хищных животных

5. Что для тебя значит "вести здоровый образ жизни"?

а) много и вкусно есть

б) смотреть все спортивные телепрограммы

в) гулять на свежем воздухе

г) заниматься спортом

6. Что ты будешь делать, если во время похода в лес встретишь ежика?

а) немного поиграю с ним

б) возьму домой, чтобы покормить

в) понаблюдаю за ним

г) не стану ему мешать

7. Что бы ты взял (а) на экскурсию в лес?

а) сачок

б) фотоаппарат

в) диктофон

г) пилу

8. Что делать с пластиковой бутылкой в лесу?

а) взять обратно с собой

б) бросить в ручей

в) закопать в землю

г) собрать в нее мусор и унести из леса

9. Что надо делать, чтобы сберечь природу?

а) не оставлять после себя мусор

б) уничтожать ядовитые растения

в) правильно собирать грибы и ягоды

г) брать к себе домой лесных обитателей

10. Какое занятие способствует закаливанию организма человека?а) компьютерные игры

б) катание на лыжах

в) купание в море

г) слушание плеера
2023-04-13 08:34 2023