НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Комарова Е.Е. Развитие логического мышления у дошкольников на основе схемных и знаковых моделей учебного материала как эффективное средство подготовки к школе


Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf

Содержание:

Ø Актуальность темы.
Ø Теоретические основы.
Ø Организация работы с детьми.
Ø Повышение компетентности родителей.
Ø Результативность опыта.
Ø Список литературы.
Ø Приложения.

Актуальность.

Зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.
Логикo–математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка.
К ним относятся:
·          стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество);
·          предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико–развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребёнка, является актуальной.
Цель:
Создать условия для использования логико-математических игр на основе схем и знаковых моделей, как эффективного средства подготовки детей к школе.
Задачи:
• Развивать логико-математические представления и умения у детей старшего дошкольного возраста на основе схем и знаковых моделей.
• Развивать в играх интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
• Повысить педагогическую компетентность родителей по логико-математическому развитию детей.
• Обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду по математическому развитию дошкольников
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
Современные условия характеризуются обращением к личности ребенка, развитию его личных качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности развивающие игры. Сущность игры заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающем мире. Игра является средством познания ребенком действительности. Развивающие игры оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. В играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать умозаключения. При поступлении в ШРР « Мишутка» дети имеют разный практический опыт и разный уровень подготовленности.
Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребёнка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками-словами, числами и др.
Действуя в уме с образами, ребёнок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путём решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, выполняемое при помощи действий со знаками, является отвлечённым мышлением. Отвлечённое мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется логическим мышлением.
Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором.
Образное мышление – основной вид мышления ребёнка-дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребёнка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата – перемещение предмета, его использование или изменение.
Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, сами приобретают обобщённый характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.
Построение реальных пространственных моделей является источником развития умственной способности к наглядному пространственному моделированию, которая проявляется в построении модельных образов и их использовании при решении умственных задач. Развитием этой способности объясняется, в частности, то, что дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет, дошкольники, даже при однократном объяснении, могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвлённой системе дорожек, и т.п.
Многие виды знаний, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.
Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщённых знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих её каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и другие. Рассматривая формирование учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, мы уже знакомились с тем, какое значение имеет усвоение такого рода обобщённых знаний для развития познавательных интересов ребёнка. Но оно имеет не меньшее значение и для развития самого мышления. Обеспечивая усвоение обобщённых знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач. Приобретённые представления о существенных закономерностях дают ребёнку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей. Усвоив представления о зависимости строения тела животных от условий их жизни, старшие дошкольники могут, ознакомившись с новым для них животным, по его внешним признаком установить, где оно живёт, как добывает пищу.
Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и использовать обобщённые знания – не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Важное значение имеет то, что представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.
Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщённости и могут приводить детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка начинает формироваться знаковая функция сознания.
Таким образом, освоение ребенком понятий оказывает влияние на все его личностное развитие. Развитие личности – есть процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе освоения понятий ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Взрослые организуют его деятельность по овладению новыми формами и особенностями поведения.
Организация работы:
Работу по развитию логико– математического мышления на основе схемных и знаковых моделей я веду в детском саду. Проведя диагностику детей по РМП, я выявила, что дети затрудняются в заданиях на логическое мышление. Изучив литературу по этой теме, я решила опробовать систему Юлии Соколовой, где она ставит такие задачи, чтобы в простой и занимательной форме достичь успехов в развитии ребёнка и подготовить к школе, т.е. научить обобщать, сравнивать, анализировать, иными словами самостоятельно мыслить с помощью моделей или схем. Карточки по темам были подобраны в следующей последовательности: классификация, ограничения, отрицание, систематизация, пространственное мышление, закономерности, умозаключения, смысловые ассоциации, рассуждения, логические задачи.
Исходя от поставленных мною задач, я:
Ø Создала соответствующую развивающую среду, «Игротеку», где расположены развивающие и дидактические игры;
Ø Разработала перспективный план работы на год по данной теме;
Ø Подобрала картотеку игр;
.
Как педагогу мне предстояло решать и такие задачи как: формировать личностные качества ребёнка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог со взрослым, общаться со сверстниками. Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребёнке, совместно с педагогом и родителями вовремя влиять на его развитие. Для решения поставленных задач я использовала на разных этапах следующие методы работы:
1.Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей; 2.Изучение имеющихся знаний у детей. 3.Разработка и апробация моделей педагогического процесса; 4.Анализ полученных результатов.
В своей работе опиралась на принципы организации игр:
Ø Отсутствие принуждения;
Ø Развитие игровой динамики /от малых успехов - к большим/;
Ø Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
Ø Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
Ø Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Современные логико-математические игры разнообразны:
1.Вкладыши Монтессори.
2. Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»;
3.Игры на объёмное моделирование «Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар», кубик Рубика;
4. Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Крестики», «Соты»;
5. Игры из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор».
6.Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик»;
7. Игры-забавы: перевёртыши, лабиринты, ребусы, головоломки, загадки.
. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
• Научить работать коллективно;
• Придерживаться определённых правил;
• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребёнок играл в своём темпе, так как после занятий можно было ещё раз, в СДД выполнить задание, лучше понять его суть.
Больше всего детям нравиться играть на игровизорах, вставляя туда логические карты, рабочие тетради со схемами – моделями, успехом пользуются плоскостные игры, лабиринты и ребусы, схемы на внимание: «Найди 10 отличий»,
Повышение компетентности родителей:
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Побеседовав с родителями, я выяснила, что игр, заставляющих думать нет у 80% семей.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности с родителями:
1.Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр.
2. Создание нужной развивающей среды дома. 3. Письменные и устные консультации. 4. Индивидуальные задания.
Результативность опыта:
В результате проведённой систематической работы дети научились играть в игры, появился интерес к сложным задачам и желание догадываться самим путём проб и ошибок. Выполнение заданий способствует не только развитию логико-математического мышления ребёнка, но и мелкой моторики руки, развивает усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Позитивная динамика результатов диагностики математического развития детей группы подтверждает эффективность использования игр в работе со старшими дошкольниками. Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения практических действий в использовании схем и моделей дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, пространственно-временные отношения, учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребёнку успешнее учиться в школе.

Библиография

1. Ю.А. Соколова «Логика для дошкольников».
2. Н.Н. Васильева «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль 1996г
3. Л. Генденштейн и Е.Мадышева «Арифметические игры для детей 6 -7 лет» Москва – Харьков 1998г.
4. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина « И учеба, и игра: математика». Ярославль 1997г.
5. В.В.Волина «Занимательная математика для детей» С. – Петербург 1996
6. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки».
7. А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления» Ярославль 1996г.
8. « Игры, ребусы, загадки для дошкольников» Ярославль 1996г
9. Серия книг «Скоро в школу», «Логика».
Приложения:
1.Перспективный план работы на год.
2. Диагностика знаний детей.
3. Конспект семинара – практикума для педагогов МДОУ.
4. Стендовый доклад из опыта работы на X III региональных педагогических чтениях в Оренбурге по теме «Преемственность и новаторство в образовании в контексте повышения качества образования и развития личности обучаемого».
5. Перечень логико – математических игр, используемых в работе с детьми и родителями.

Приложение:
Диагностика знаний детей по теме на начало и конец 2015-2016 г



o   Низкий уровень знаний
o   Средний
o   Высокий

Приложение:

Перспективный план работы на 2017 год:
месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
Развивающая среда
сентябрь
диагностика
Беседы с родителями о содержании игр дома
Подобрать игры по логике в уголок математики
октябрь
Познакомить с новыми играми «Вершки и корешки», «Лапы, уши и хвосты». СДД- игры-лабиринты
ребусы
Письменная консультация «Развивайте логику ребёнка», «поиграйте в игры дома» – Прибытковы и Клюкины
Изготовить логические игры «Лапы, уши и хвосты», «Вершки и корешки».

ноябрь

Показать презентацию «Логика» 2 части,занятия по карточкам Ю.Соколовой. СДД-д/и «Назови соседей чисел»
«Поиграйте с детьми дома» - пространственное мышление+закономерности-Сорокины, Дерягины,Гордей, Клюкины,Прибытковы,Котовы
Распечатать логические карточки Соколовой- 1 часть, изготовить игру «Назови соседей чисел»,приобрести игру «Конфетки и монетки» (экономика и счёт)

декабрь

Показ презентации «Урок геометрии», использование логических схем в НОД «Логика до школы». СДД-карточки Соколовой 2 часть
«Поиграйте с детьми дома»- «Загадка в мозаике» (расскрашивание по цифрам) –всем, по карточкам Соколовой –Харитоновым, Прибытковым, Клюкиным, Чупровым, Дерягиным
Распечатать карточки – 2 часть, (классификация + ограничения), изготовить д/и «Логика до школы»

январь

Работа по подгруппам с карточками Соколовой-часть 3, СДД – игры по интересам, использование в НОД- «Логика, сравнение, счёт» К.В. Шевелева
Письменная консультация «Эти занимательные игры», устные консультации «В какие игры нужно поиграть дома с детьми»- индивидуально
Карточки Соколовой – часть 3, К.В.Шевелев «Логика, сравнение, счет» (установление причинно-следственных связей, сравнение предметовв по 1-2-3 признакам)

февраль

Работа по подгруппам с карточками Соколовой – 4 часть, СДД- часть 3, логические игры в игровизорах, игры по интересам.
«Поиграйте с детьми дома» -Верховцевы, Дерягины, Гордей, Сорокин, Воробьёва- часть 4, на родительском собрании выставка игр

Карточки – 4 часть, ( умозаключения),

Изготовление игры «Бусики» - составление логических цепочек.

март

Проигрывание с детьми 5 части,

СДД- часть 4, игровизоры, «Бусики», д/и в уголке математики

«Поиграйте с детьми дома»- «Супер-игры для умников и умниц» - Меньшуткины, Сушковы, Трубачевы, Еремины, Меньшаковы, Новосельцевы.

Карточки – часть 5,

Супер-игры для умников и умниц
(для игровизоров)

апрель

СДД- часть5 + все части на выбор, игровизоры, «Следопыты», игры по желанию
Устные консультации «Над чем поработать дома», игры на выбор

Игра «Следопыты»

май

диагностика


Приложение:

Семинар – практикум для воспитателей МДОУ в форме математической викторины с использованием презентации.

Подготовила и провела Комарова Е.Е., 2 марта 2018г.

Цель:
- развитие творческой активности и инициативы педагогов;
- повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о логико – математических играх;
- представление новых логических игр с детьми по активизации знаний в математике.
Правила викторины: участники игры делятся на две команды, придумывают название и выбирают капитанов своей команды, затем отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 16 конкурсов. За правильный ответ получают фишку. В конце викторины подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше — тот победил.
Ход викторины:
1.Место рождения математики?
2.Странички истории.
3. Дайте определения математики и логики?
4.Крылатые выражения, пословицы и поговорки о цифрах.
5.Логические загадки, задачки, загадки с подвохом, шарады, каверзные вопросы, шуточные вопросы.
6.Ребусы.
7. Логико – математические игры, используемые в работе с детьми?
8.Головоломка со спичками.
9.Кубики Никитина.
10.Вьетнамская игра.
11.Китайская игра.
12.Листик.
13.Колумбово яйцо.
14.Сфинкс.
15.Конкурс капитанов ( детское судоку ).
16.Палочки Кюизенера ( крестики ).
Знакомство с новинками головоломок и логических игр.
Подведение итогов.

Приложение:

Перечень игр со схемами и моделями:
1.Готовимся к школе по интенсивной методике: «Логика» Ю. Соколова
(8 папок – рассуждение, сравнение, закономерности, отрицание, логические задачи, смысловые соотношения, классификация, пространственное мышление).
2. «Знакомство с геометрическими фигурами» Ю. Соколова
(основные геометрические фигуры и понятия, навыки рисования геометрических объектов, логические задачи, развитие пространственного мышления).
3. Готовимся к школе по интенсивной методике: «Внимание» Ю. Соколова.
(переключение и распределение внимания, сосредоточенность и самоконтроль, сопоставление и анализ, слуховое внимание).
4. Скоро в школу «Логика» (сравниваем, объединяем, выбираем, раскрашиваем).
5. «Логика, сравнение, счёт». К.В. Шевелев (рабочая тетрадь).
6. «За три месяца до школы» О. Холодова (для умников и умниц).
7. «50 суперигр для умников и умниц» (материал для игровизоров).
8. «Тесты для подготовки детей к школе» Ю. Соколова
9. Смекалочка №7 2010г. «Логика» (развивающие задания для детей 5-7 лет).
10. «Развивающие игры и упражнения для дошкольников» И. С. Лисицина
2018