Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Устьянцева Е.А. Театрализация русской народной сказки «Колобок» (адаптированная сказка) в рамках взаимодействия группы со сложными дефектами с группой раннего возраста «Сказка в гостях у ребят»

Библиографическое описание:

Устьянцева Е.А. Театрализация русской народной сказки «Колобок» (адаптированная сказка) в рамках взаимодействия группы со сложными дефектами с группой раннего возраста «Сказка в гостях у ребят» // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

ЦЕЛЬ: создание условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интегрированной группы, через театрализованную деятельность.

ЗАДАЧИ:

~ с учётом возможностей детей с ОВЗ со сложными дефектами учить ролевому поведению в игровых моментах;

~ развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие);

~ развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений с учётом двигательных возможностей воспитанников);

~ развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;

~ формирование благоприятного психологического климата в интегрированной группе (создание условий для возможности принятия ребёнком сверстников, правил и норм поведения в интегрированной группе).

МАТЕРИАЛЫ: игрушки для театрализованной деятельности: колобок, бабка, дедка, заяц, волк, лиса, тексты стихов, сценарий.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ЧЛЕНОВ ДЕТСКОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: совместное изготовление оформления (в момент свободной деятельности): рисунки, лепка героев сказки.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ: воспитанники группы со сложными дефектами № 9 и группы раннего возраста; Ведущий 1 Устьянцева Е.А. (учитель-дефектолог); Весна (Сказочница) Вышлова Т.В. (учитель-логопед), Сказочница Зубкова Валерия (воспитанница группы со сложными дефектами № 9 ; Ведущий 2 Кузюкова В.В. (воспитатель), ассистирующие взрослые Семёнова Л.В. (педагог-психолог), Согбатян А.С. (воспитатель).

ПЛАН-КОНСПЕКТ

I часть: ПРИВЕТСТВИЕ.

*Участники располагаются по кругу. Ведущий 1проводит следующие игровые упражнения:

~ «Дружно все за ручки взялись и в кружочке оказались» (все участники берутся за руки, чтобы замкнуть круг; ассистирующие взрослые оказывают необходимую помощь детям с ОВЗ)

Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок!

Скорей становись со мною в кружок.

Друга зови, и я позову, руку ему протяну.

Здравствуйте, наши ладошки!

Хлоп-хлоп!

(Все вместе хлопать в ладоши)

Здравствуйте, резвые ножки!

Топ-топ!

(Все вместе топать ногами)

Эй, язычки, просыпайтесь!

Цок-цок!

(Все вместе цокать языком)

Здравствуйте, глазки!

Хлоп-хлоп!

(Все вместе поморгать ресничками)

~ «Пожмём друг другу руки» (все участники, держась за руки, сжимают друг другу руки, затем отпускают; аналогичные движения повторяются несколько раз);

~ «Назовём себя по имени» (ведущий задаёт вопрос «Как тебя зовут?», каждый участник называет себя, ассистирующие взрослые помогают детям назвать себя, если это требуется, остальные участники хлопают в ладоши).

II часть: ИНТЕГРИРОВАННАЯ (РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ+ АДАПТИРОВАННАЯ СКАЗКА).

Ведущий 2: Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки.

Греет солнышко с утра.

В гости к нам идет...

Дети: Весна!

Весна: Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я.

Знаю, ждут меня повсюду,

Приношу я радость людям.

Весна: Постучалась я дождем в окошко...

- Стук, стук, стук.

Весна: Ручейком в канавке...

- Жур, жур, жур.

Весна: Травкой у порожка...

- Ших, ших, ших.

Весна: Птичкою на ветке...

- Чив, чив, чив. + игра «Капля раз».

Ведущий 2: Весна-красна, а что же еще ты нам сегодня принесла?

Весна: Принесла я волшебную книгу, в которой живут сказки, и сегодня мы вспомним сказку (показывает картинку на книге).

- Как вы думаете, как называется сказка? («Колобок»).

- Молодцы!

- А рассказывать сказку будет сказочница (Валерия).

Театрализация сказки (Валерия рассказывает, непосредственные участники выполняют действия героев сказки из-за ширмы).

Ведущий 2: Весна-красна, дорогая Сказочница, спасибо вам большое за такую интересную сказку.

III часть. ИТОГ (рефлексия).

Ведущий 1: проводит игровые упражнения:

· «Что мы делали сегодня?» (ведущий подводит итог мероприятия, задаёт вопросы о том, что мы делали, побуждает отвечать на доступном индивидуально каждому ребёнку уровне, благодарит детей за участие);

· «Кто молодец?» (ведущий называет имя ребёнка, спрашивает молодец ли он, побуждает всех участников хлопать в ладоши тому, кого назвали);

· «Мы все - молодцы!»(ведущий побуждает всех участников одновременно хлопать в ладоши и произносить троекратно «Молодцы!»).
2023