Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Рудина Ю.Б. Развитие мотивационной основы речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями на занятиях по логоритмике


Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Главная задача специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями – оказывать помощь в обучении и развитии детей с проблемами здоровья, искать продуктивные методы и приемы работы, создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей со сверстниками. Дети с ограниченными возможностями характеризуются наличием психических или физических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это дети с неврологическими проблемами, с опорно-двигательными нарушениями, с расстройствами эмоционально- волевой сферы, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью и др. Очень часто такие проблемы сопровождаются задержкой речевого развития и этим детям необходима ранняя логопедическая помощь. Избирательность в общении, отсутствие активной речи, трудности понимания обращенной речи- все это осложняет обучающий процесс в обычной форме, с простой структурой проведения занятий. Такие психологические особенности детей как повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, раздражительность, избирательность в общении также создают дискомфорт и воспитанникам и педагогам.
Работая с особенными детьми на протяжении многих лет, можно сделать вывод, что занятия по логоритмике являются приоритетными для обучающихся по сравнению с обычным логопедическим. Ритмичные, эмоциональные, музыкально- речевые занятия становятся все более популярными в работе с детьми разного возраста и с разными проблемами в развитии. И это не случайно. Логопедическая ритмика зарекомендовала себя как эффективная педагогическая технология, которая дает положительные результаты не только в развитии речи, музыкальных способностей, но и в развитии высших психических функций, общей и тонкой моторике, артикуляционной моторике, в улучшении социальной коммуникации.
В Кирово-Чепецком реабилитационном центре занятия по логоритмике проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем. На первом этапе коррекционной работы ставим важную речевую задачу: развитие мотивационной основы речевой деятельности.
Под мотивацией понимается процесс побуждения к определенной деятельности, направленной на достижение каких-либо целей. Развитие мотивации- развитие стремления, потребности к речевому общению.
Для реализации коррекционных задач на начальном этапе работы необходимо создавать психологические условия и придерживаться принципов проведения занятий с детьми с ОВ.
Основной принцип занятий по логоритмике - это доступность по форме и средствам. Использование интерактивной доски с яркими картинками, анимационными сюжетами поддерживают интерес на протяжении всего занятия. Веселая музыка, знакомые песенки, песенки-потешки вызывают эмоциональный отклик, голосовые реакции у каждого ребенка. Театрализованные шапочки помогают ребенку перевоплотиться в любимого героя, раскрепоститься, преодолеть страх, снимают эмоциональную напряженность.
Принцип доверительных отношений также играет важную роль. Непринужденная обстановка, открытость, взрослый - партнер в игре. Наша цель: добиться от воспитанника желания включиться в игру, «пойти за взрослым», вызвать у него потребность в общении.
Необходимо отметить, что в работе с детьми логопед, музыкальный руководитель, воспитатели должны придерживаться следующих правил:
- речь должна быть эмоционально окрашена в соответствии с текстом,
- позитивный настрой на протяжении всего занятия,
- четкое проговаривание речевого материала в спокойном темпе.
Логоритмика - это система речедвигательных и музыкально- речевых игр, направленных на решение важных коррекционных, образовательных и воспитательных задач:
- развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания,
- развитие общей и мелкой моторики, мимики,
- координации движений,
- музыкального чувства ритма и темпа,
- музыкального слуха,
- фонематического восприятия,
- развитие пространственной ориентации,
- переключаемость с одного вида деятельности на другое,
- умение принимать на себя роль.
Элементы занятия:
- артикуляционные и дыхательные упражнения,
- пальчиковые игры,
- игры с движениями под музыку,
- слова с движениями под музыку,
- добавление звука, слога, слова,
- протягивание гласных звуков, звукокомплексов,
- ритмические рисунки,
- пение, обыгрывание песенок-потешек, стихов,
- игры на мимику,
- игры на сплочение.
Методы и приемы обучения, используемые на занятиях:
- наглядно-зрительные приемы: показ логопедом движения, подражание анимационным героям, использование зрительных ориентиров, игрушек, пособий, схем, раздаточного материала,
- наглядно-слуховые приемы: песни, инструментальная музыка, анимационная музыка, звуковые сигналы, детские музыкальные инструменты.
Как известно, чтобы получить положительный результат в коррекционной работе, необходима поддержка родителей. Все занятия являются открытыми. Родители с удовольствием принимают непосредственное участие в наших занятиях. Они разучивают все упражнения, включаются в знакомые игры, принимают на себя роль, оказывают помощь своим детям.
Большим тиражом выпускаем буклеты с элементами логоритмических занятий. По нашим рекомендациям родители в домашних условиях проводят артикуляционные упражнения, игры на дыхание, песенки, потешки, стихи, слова с движениями, комплексы подвижных и театрализованных игр.
Собрания в форме мастер-класса дают возможность понять цели и задачи этой комплексной методики в общем развитии ребенка. На таком собрании мамы и папы учатся играть с язычком, правильно дышать, протягивать гласные звуки, прохлопывать ритмический рисунок, узнают новые игры, песни, что помогает им правильно взаимодействовать со своим ребенком, поддерживать интерес к занятиям, продолжать речевое развитие.
Логоритмика основанная на синтезе музыки, движения и слова становится важным этапом в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями. Разнообразие специальных игр и упражнений, музыкального и песенного репертуара, дружеское взаимодействие взрослых и детей – все это позволяет достигать поставленных целей и видеть положительный результат.
Литература.
Рычкова М.А. «Логопедическая ритмика» ООО «Гном-Пресс». 1998г.
Картушина М.Ю. «Логоритмика для детей 2-3 лет» - Москва. ТЦ Сфера, 2008г.
Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит».
Киселевская Н.А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми» - ТЦ СФЕРА- 2004г.
2019