Рудина Ю.Б. Развитие мотивационной основы речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями на занятиях по логоритмике
Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf
Главная задача специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями – оказывать помощь в обучении и развитии детей с проблемами здоровья, искать продуктивные методы и приемы работы, создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей со сверстниками. Дети с ограниченными возможностями характеризуются наличием психических или физических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это дети с неврологическими проблемами, с опорно-двигательными нарушениями, с расстройствами эмоционально- волевой сферы, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью и др. Очень часто такие проблемы сопровождаются задержкой речевого развития и этим детям необходима ранняя логопедическая помощь. Избирательность в общении, отсутствие активной речи, трудности понимания обращенной речи- все это осложняет обучающий процесс в обычной форме, с простой структурой проведения занятий. Такие психологические особенности детей как повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, раздражительность, избирательность в общении также создают дискомфорт и воспитанникам и педагогам. Работая с особенными детьми на протяжении многих лет, можно сделать вывод, что занятия по логоритмике являются приоритетными для обучающихся по сравнению с обычным логопедическим. Ритмичные, эмоциональные, музыкально- речевые занятия становятся все более популярными в работе с детьми разного возраста и с разными проблемами в развитии. И это не случайно. Логопедическая ритмика зарекомендовала себя как эффективная педагогическая технология, которая дает положительные результаты не только в развитии речи, музыкальных способностей, но и в развитии высших психических функций, общей и тонкой моторике, артикуляционной моторике, в улучшении социальной коммуникации. В Кирово-Чепецком реабилитационном центре занятия по логоритмике проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем. На первом этапе коррекционной работы ставим важную речевую задачу: развитие мотивационной основы речевой деятельности. Под мотивацией понимается процесс побуждения к определенной деятельности, направленной на достижение каких-либо целей. Развитие мотивации- развитие стремления, потребности к речевому общению. Для реализации коррекционных задач на начальном этапе работы необходимо создавать психологические условия и придерживаться принципов проведения занятий с детьми с ОВ. Основной принцип занятий по логоритмике - это доступность по форме и средствам. Использование интерактивной доски с яркими картинками, анимационными сюжетами поддерживают интерес на протяжении всего занятия. Веселая музыка, знакомые песенки, песенки-потешки вызывают эмоциональный отклик, голосовые реакции у каждого ребенка. Театрализованные шапочки помогают ребенку перевоплотиться в любимого героя, раскрепоститься, преодолеть страх, снимают эмоциональную напряженность. Принцип доверительных отношений также играет важную роль. Непринужденная обстановка, открытость, взрослый - партнер в игре. Наша цель: добиться от воспитанника желания включиться в игру, «пойти за взрослым», вызвать у него потребность в общении. Необходимо отметить, что в работе с детьми логопед, музыкальный руководитель, воспитатели должны придерживаться следующих правил: - речь должна быть эмоционально окрашена в соответствии с текстом, - позитивный настрой на протяжении всего занятия, - четкое проговаривание речевого материала в спокойном темпе. Логоритмика - это система речедвигательных и музыкально- речевых игр, направленных на решение важных коррекционных, образовательных и воспитательных задач: - развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания, - развитие общей и мелкой моторики, мимики, - координации движений, - музыкального чувства ритма и темпа, - музыкального слуха, - фонематического восприятия, - развитие пространственной ориентации, - переключаемость с одного вида деятельности на другое, - умение принимать на себя роль. Элементы занятия: - артикуляционные и дыхательные упражнения, - пальчиковые игры, - игры с движениями под музыку, - слова с движениями под музыку, - добавление звука, слога, слова, - протягивание гласных звуков, звукокомплексов, - ритмические рисунки, - пение, обыгрывание песенок-потешек, стихов, - игры на мимику, - игры на сплочение. Методы и приемы обучения, используемые на занятиях: - наглядно-зрительные приемы: показ логопедом движения, подражание анимационным героям, использование зрительных ориентиров, игрушек, пособий, схем, раздаточного материала, - наглядно-слуховые приемы: песни, инструментальная музыка, анимационная музыка, звуковые сигналы, детские музыкальные инструменты. Как известно, чтобы получить положительный результат в коррекционной работе, необходима поддержка родителей. Все занятия являются открытыми. Родители с удовольствием принимают непосредственное участие в наших занятиях. Они разучивают все упражнения, включаются в знакомые игры, принимают на себя роль, оказывают помощь своим детям. Большим тиражом выпускаем буклеты с элементами логоритмических занятий. По нашим рекомендациям родители в домашних условиях проводят артикуляционные упражнения, игры на дыхание, песенки, потешки, стихи, слова с движениями, комплексы подвижных и театрализованных игр. Собрания в форме мастер-класса дают возможность понять цели и задачи этой комплексной методики в общем развитии ребенка. На таком собрании мамы и папы учатся играть с язычком, правильно дышать, протягивать гласные звуки, прохлопывать ритмический рисунок, узнают новые игры, песни, что помогает им правильно взаимодействовать со своим ребенком, поддерживать интерес к занятиям, продолжать речевое развитие. Логоритмика основанная на синтезе музыки, движения и слова становится важным этапом в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями. Разнообразие специальных игр и упражнений, музыкального и песенного репертуара, дружеское взаимодействие взрослых и детей – все это позволяет достигать поставленных целей и видеть положительный результат. Литература. Рычкова М.А. «Логопедическая ритмика» ООО «Гном-Пресс». 1998г. Картушина М.Ю. «Логоритмика для детей 2-3 лет» - Москва. ТЦ Сфера, 2008г. Грибова О.Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит». Киселевская Н.А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми» - ТЦ СФЕРА- 2004г.