НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Раскатова М.Н. Воспитание патриотических чувств дошкольников через дидактическую игру

Библиографическое описание:

Раскатова М.Н. Воспитание патриотических чувств дошкольников через дидактическую игру // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Важнейшим условием патриотического воспитания в дошкольном возрасте является приобщение ребенка к культуре своего народа, как к первой ступени познания и постижения общечеловеческих ценностей.

Целенаправленное, систематическое ознакомление ребенка с родным краем – это основная часть работы в этом направлении, ведь чувство Родины связывается для человека, прежде всего, с местом, где он родился и живет. И целью воспитания и обучения в детском саду является – углубление этого чувства, помощь растущему человеку в открытии Родины, в том, что ему дорого и близко, то есть в ближайшем окружении. И здесь нельзя недооценивать значение дидактических игр, правильно подобранное содержание которых, помимо прочих их достоинств, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о родном крае, об Армии, об истории своей страны, ее традициях и обычаях.

Дидактические игры в воспитании патриотических качеств у дошкольника развивают в детях интерес не только к историческому прошлому, но и настоящему и будущему родного города, края, страны, формируют эмоционально-положительное отношение к окружающему. Ребенок опирается на личный опыт, эмоции, знания, все это формирует его личностное поведение.

Помимо официально рекомендуемых дидактических игр по патриотическому воспитанию, мы используем в работе самостоятельно придуманные и изготовленные игры и пособия, содержание которых согласовывается с задачами патриотического воспитания, а форма доступна каждому ребёнку.

Работа с детьми по данному направлению включает в себя 5 блоков:

1) «Семья»;

2) «Малая родина»;

3) «Родная страна»;

4) «Родная природа»;

5) «Родная культура».

Блок «Семья». Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого в истории и традициях семьи,

- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций,

- счастье семьи залог благополучия и счастья народа.

Углублять представления детей о семье помогают дидактические игры: «Моя дружная семья» (дети из разрезных картинок собирают семью); «Древо семьи»; «Угадай, кто это?» (надо по силуэту подобрать члена семьи).

Блок «Малая Родина». Знакомство с Родиной начинается с детского сада, с улицы, по которой идешь в детский сад. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, районе, области. Знакомятся с историей возникновения своего города, его достопримечательностями, традициями, символикой, знаменитыми земляками.

В этом блоке собраны дидактические игры по трем направлениям.

1) знакомство с городом Бокситогорском – «Веселая азбука» (дети ищут картинку на предложенную букву); «Моя малая Родина» (дети знакомятся с достопримечательностями города, его знаменитыми людьми и памятниками, собирают разрезные картинки); «История года Бокситогорска» (через подобранные картинки дети знакомятся с историей возникновения города, составляют рассказ), «Собери герб» (знакомит с историей возникновения герба г. Бокситогорска).

2) знакомство с Бокситогорским районом – «Природные богатства нашего края»; «Что делают из алюминия»; «Собери герб» (Бокситогорский район).

3) знакомство с Ленинградской областью и Санкт-Петербургом – «Разноцветная бабочка» (где дети знакомятся с районами и городами Ленинградской области); «Собери герб» (Ленинградская область, Санкт-Петербург и гербы районов Ленинградской области); «Достопримечательности города Санкт- Петербурга» (собраны узнаваемые места города Санкт-Петербурга, подобраны загадки, сделаны разрезные картинки).

Блок «Родная страна». Дети получают географические сведения о территории России, ее нахождении на карте и глобусе знакомятся с государственной символикой, столицей государства городом Москва и другими городами.

Закрепить знания здесь помогают игры: «Собери герб» (Россия); «Пирамидка» (нравственно-патриотическая игра, помогающая наглядно увидеть разницу между районом, областью, страной и миром); «Достопримечательности Москвы».

Знакомя детей с родной страной, мы формируем у детей гордость и уважение к своей родине, к ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

4 блок «Родная природа». Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами и красотой. Любовь к родной природе одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают элементарные сведения о характерных особенностях природы своего края, о природных богатствах своей страны, знакомятся с природноклиматическими зонами России. Воспитывается бережное отношение к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира.

Для изучения и закрепления знаний о природе родного края и России используем макеты природных зон России (к макетам прилагаются альбомы, где представлены климатические условия зоны, характерные для этих зон животные и растения, экологические проблемы данного региона, условия приспособления к жизни в этих зонах).

Дидактические игры, используемые в этом блоке:

- «Волшебный цветочек» (закрепление природных зон России);

- «Угадай» (детям предлагаются карточки с девятью закрытыми окошками, по моделям определяют, кто спрятался в окошке с вопросительным знаком, закрепляются обобщающие понятия: птицы, цветы, животные, рыбы и т. д.);

- «Деревья нашего края»;

- «Экологические знаки» (дети знакомятся с правилами поведения в природе); - «Экологический светофор» (с помощью огоньков светофора, дети определяют хорошие и плохие поступки человека в природе);

- «Лекарственные растения» (дети знакомятся с лекарственными растениями Ленинградской области);

- «Зеленая аптека» (дети узнают, с помощью каких лекарственных растений можно вылечить то или иное заболевание);

- Коллекция «Лекарственные травы» (собраны лекарственные травы нашего региона, дети знакомятся с их лечебными свойствами, угадывают их по запаху, по внешнему виду).

Знакомя с природой края и России, мы решаем не только природоохранные мероприятия, но и воспитываем любовь к каждому объекту природы.

Блок «Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям, праздникам своего народа. Чувства уважения и гордости помогают прививать дидактические игры с «национальным колоритом»:

- «Русская культура» (знакомит с бытом, традициями и праздниками наших предков);

- «Раньше и сейчас» (дети учатся сравнивать бытовые предметы, которые были раньше у наших предков и современные, которые пришли к ним на смену);

- «Подбери наряд» (дети знакомятся с разными национальными костюмами);

- «Народы России» (игра знакомит с многонациональной культурой России);

- «Заштопай сарафан» (дети закрепляют знания русского национального костюма);

- «Русский сувенир», «Веселые матрешки», «Подбери узор», «Дымковские барышни»; «Чудо узоры» (знакомство с народным декоративно-прикладным искусством учит детей ценить и любить мастерство своего народа, вызывает чувство гордости и долга за красоту, сделанную руками мастеров своей страны).

Воспитание патриотических чувств невозможно без знакомства дошкольников с боевой славой своего народа. С помощью дидактических игр «Рода войск»; «Подбери военный головной убор»; «Собери военную технику»; «Военные профессии» у детей расширяются представления о защитниках Отечества, дети узнают о боевых традициях своего народа, воспитывается уважение и любовь к защитникам Родины, формируется представление о почетной обязанности защищать свою страну.

Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине через игру.

Список литературы1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно–патриотических чувств. – Воронеж, 2005.

3. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2006. – № 8. – С. 80–85.

4. Маханева М.Д. Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – № 1. – С. 55–67.
2023