Программное содержание: 1. Познакомить с характерными чертами уральского фольклора. 2. Закрепить знания о жанрах и видах уральского народного творчества. 3. Развивать любознательность, речевые умения. 4. Воспитывать интерес к культурному уральскому наследию народа. Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Словарная работа: Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки. Обогащение: фольклор Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами уральского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок). Оборудование:глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Дрёмы, внучки, канат, дерево с яблоками, снежинки. Организационный момент: Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём? Дети: Россия. (Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию). Воспитатель: Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём? Дети: Урал. (Показать Урал на карте России). Воспитатель: Эту часть России называют краем, Уральским краем. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии. Воспитатель: Чем же знаменит наш Урал? Почему о нём знают люди во многих странах? Чем он богат? (Ответы детей: Знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом. Знаменит горами, реками, озёрами, лесами со смоляным запахом.) Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор. Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки. Воспитатель: А кто их сочинил? Дети: Народ. Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Как у нас на Урале уж давно повелось, Чтобы весело всем и счастливо жилось, Чтоб не плакал никто и никто не скучал, Сам народ для себя песни – шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили Как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь ещё с колыбели. (Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок). Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он. (Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо). Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает). Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. А чтоб вы не сбились с пути, Посылаю вам маршрутную карту. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор». Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей) Воспитатель: И у нас на Урале люди тоже занимались фольклором. И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю – Уралу и лучше познакомимся с нашим уральским фольклором. Наш путь не лёгкий и не близкий. (Воспитатель смотрит на карту). Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки. Что это значит? (рассматривают) Дети: Это план нашего зала! Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья, а вот волшебное дерево и дорожка к домику. Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд! Куда указывает первая стрелочка? Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к столу. Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает? Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто? Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов! · Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце) Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей). Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки! · Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко) · Всегда во рту, а не проглотишь (язык) · Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса) Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка? Опять прямоугольник. Он обозначает столик. А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок». Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Дети, вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки? Проговорите их. · Три вороны на воротах. · Около кола – колокола. · Мылась Мила мылом. · У Ёлки иголки колки · За – за, прилетела стрекоза. · Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. · Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше. На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна. Идём к окнам. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны снежинки) Воспитатель: Как много снежинок нападало! Соберём снежинки? Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения. У нас на Урале живут разные народы: русские, башкиры, татары, они все сочиняли пословицы и поговорки. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Вот послушайте русские пословицы. · Кто в радости живёт…(того и кручина неймёт) · Без дела жить…(только небо коптить) · Хозяин добр…(и дом хорош) · Нет такого дружка…(как родная матушка) Воспитатель: А теперь послушайте башкирские пословицы. · Без труда не…(появится еда) · Человек землю поднимает…(а земля человека) Воспитатель: Есть и татарские пословицы. · Какова яблоня…(таковы и яблоки) · Яйцо не учит… (курицу) · Человек без родины…(соловей без песни) Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше. (на стульчиках сидят двое людей. Воспитатель обращает внимание на одного из них.) Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут? Петрушка: Я Петрушка – весельчак, Могу делать так и так! Распотешу я вас. Наступил веселья час! Вы, ребята, не скучайте, Мне, Петрушке, помогайте. Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке? Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки. Потешки: Ваня, Ванечка! Куда ходил? В лесочек! Что видел? Пенёчек! Под пенёчком что? Грибок! Хвать, да в кузовок. Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку? Федул, чего губы надул? Кафтан прожёг! Починить можно? Да иглы нет! А велика ли дыра? Остались ворот да рукава. Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки? (Дети рассказывают свои любимые потешки). Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а этот человек грустит. Почему ты грустишь? Дрёма: Невесёлый я, ребята. Ох, работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу, дремлю, дремлю, вновь засну. Воспитатель: Да он не грустит, он задремал. Так это же Дрёма! А какой он? Дети: Невесёлый, грустный, сонный, хмурый, печальный. Воспитатель: Может, мы его развеселим? Вставай, Дрёма, в хоровод. (Русская народная игра «Костромушка – Кострома»). Воспитатель: Опять задремал! Возьмём с собой Дрёму в дорогу, чтоб он не заснул, и Петрушку позовём, ведь он весёлый. Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно? (Дети показывают дерево). Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок». Дерево с яблоками. Ребята, а из какой сказки это дерево? «Съешь моего наливного яблочка…». Дети: Из сказки «Гуси – лебеди». Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые! (Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю). Воспитатель: Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно. Сказочные загадки · В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь») · Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой») · Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено… («Зимовье») · Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный… («Теремок») · Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга) · В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством. («Морозко») · В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери». («Бычок – смоляной бочок») Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть. У нас на Урале раньше на всех праздниках любили играть в игру «Перетягивание каната». (делятся на две команды, игра «Перетягивание каната»). Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся. (Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор). Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече. Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня. Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!» Вот и вас я приглашаю в хоровод, веселись народ! (Дед Фольклор с детьми водит «Уральский хоровод») Дед Фольклор: Кончилось веселье – Пришло время угощенья! Не робейте, не стесняйтесь, Сладостями угощайтесь! (Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются.