НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Спиридонова В.А., Любашевская М.Н. Роль дидактических игр и управление в работе по формированию культурной безопасности у детей младших и средних групп


Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

Все родители и педагоги мечтают, о том, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми, а заложенные в нем от природы способности полностью раскрылись.
Как помочь маленькому человечку? Очень просто. С ним нужно играть!
Проводить в игровой форме всевозможные развивающие занятия. Именно в игре ребенок учится общаться, понимать других людей, соблюдать правила, согласовывать свои действия. Постепенно развивается природные, умственные и физические способности, формируются образное и логическое мышление. Именно для того, чтобы этот процесс работал быстрее, разрабатываются и создаются различные дидактические игры, – которые являются самым простым, приятным и доступным способом обучения.
Игра для ребенка – это своего рода исследовательская деятельность, потому что в процессе развивающих занятий и дидактических игр ребенок получает представление об окружающем мире, знакомится с разными предметами, прежде всего – с игрушками. А какими должны быть игрушки? Конечно, яркими, соответствующими возрасту, но самое главное – безопасными.
Дидактические игры создаются в зависимости от темы занятия. Например, у младших групп это знакомство с домашними животными, птицами. Есть, конечно, и игрушки, и картинки, но всегда хочется донести материал для детей, чтобы занятия проходили с большим интересом.
Например, создавая дидактическую игру с карточками по изучению животных, можем сделать интересную игрушку, которая будет уметь ходить, говорить, а еще ее будет так приятно обнять во время занятия, ведь она будет сделана из разных материалов: фактурная пряжа, деревянные, кожаные и пластмассовые детали. Таким образом, появляется возможность обогатить у детей тактильные ощущения и сенсорное восприятие!
Любое занятие при помощи дидактической игры можно сделать многофункциональным. Разнообразие дидактических игр на столько велико, что их можно приурочить и к праздникам.
Так, например, к новому году с детьми было проведено занятие с дидактической игрой, в которой присутствовали главные новогодние атрибуты, играя дети, не только учились зрительно запоминать карточки, раскладывая их в нужном порядке, но и загадывали желания и подарки которые хотели бы получить в новогодние праздники.
Так же ребята играли в игру в предновогодние каникулы под названием: «Найди свою тень», где изображены новогодние персонажи и их тень, таким образом, ребята искали тень, развивая зрительную память и мышление. Во время игры задания усложнялись, нужно было командам выполнить все задания по карточкам на скорость.
Таким образом, простые дидактические игры в новогодние подарки превратились в увлекательное занятие, где ребята работали со звукобуквенным анализом слова, учились делить слова на слоги, и работали с ориентировкой в пространстве.
Любая дидактическая игра находит свое применение у разных направлений развития и возраста ребенка, как и в младших, так и средних группах, а также в дальнейшем в подготовительных группах и школе.
Например, берем любую тематическую игрушку, раскладываем дидактическую игру с карточками, опять же на примере домашних животных, игрушки, посуда, техника, транспорт, инструменты и, играя дети закрывают карточку по своей тематике. Дети проговаривают картинки, пополняя свой словарный запас. Такие игры дружной игре в команде.
Можно разнообразить игру тематической игрушкой. Например, это маленький поросенок. Дети очень любят покормить его, проталкивая желуди, и знакомятся с другими изображенными в игре животными, узнаю их внешний вид, чем питаются и какими особенностями обладают животные. В ходе игры, можно усложнить задания и придумать например: с какой буквы начинается данное животное? «Придумай слово со звуком «П» или давайте попробуем назвать какие звуки есть в этом названии животного? А как здорово можно и приурочить дидактические занятия к урокам математики! Например, давайте посчитаем до пяти, сколько желудей съел поросенок? «А давайте разложим два желудя и подумаем из чего состоит число 2?» Таким образом, ребята в игровой форме, в комфортной обстановке будут знакомиться с составом чисел, что в дальнейшем им пригодится в подготовительных группах и школе.
Бывает так, что определенный материал, который попадает в руки, может быть главным атрибутом в дидактической игре и занятиях.
Для того, чтобы математика не была скучна, и чтобы процесс обучения был интересным, можно разнообразить занятия с помощью знаменитых «Блоков Дьенеша».
Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему). Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.
Играя в арифметику с блоками, можно использовать метод наложения геометрических фигур, где, включив все свое воображение, дети создают похожие картинки с помощью блоков. Это может быть и домашнее животное, и любимая игрушка. Дети обязательно будут увлечены такой игрой.
Поэтому основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.
Дидактическая игра: «Безопасная дорога». Игра, в которой дети младших и средних групп осваивают знания правил дорожного движения, зрительно запоминая дорожные знаки, а также учатся правильно переходить дорогу в положенном месте.
Дидактическая игра: «Хорошо или плохо для земли». Целью дидактической игры является формирование понимания: какие поступки являются хорошими, а какие неправильными, как правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а также, как определить правильность поступков других людей, связанных с экологией нашей планеты. Дети в игровой форме формируют представления доброго и злого отношения к людям и природе.
Так же предлагаю вашему вниманию один из вариантов дидактических игр для детей с ОВЗ, которые получают особое внимание со стороны воспитателя. Основными задачами таких игр является:
·       преодолеть эгоцентризм, дать возможность «увидеть» окружающих,
·       натренировать навыки общения,
·       выучить правила взаимодействия в разных ситуациях.
    В игре «Копилка добрых поступков» педагог показывает детям коробку, наполненную карточками и кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может выбрать карточку и положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
 Итак, дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолений различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1.    Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие/ Л.В. Алабина. – М.: ЦГЛ, 2013.
2.    Касабуцкий Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 2013
3.    Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
4.    Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. – М.: Просвещение, 2006

2022