Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Клетнева Е. А. Организация и проведение практических занятий на заочном отделении по иностранному языку с учетом особенностей контингента обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Обучение иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует расширению культурологического, кругозора студентов, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Иностранный язык как предмет гуманитарного блока направлен на формирование, развитие и совершенствование практических навыков владения речью. Обучение иностранному языку нацелено на практическое освоение получаемых из иностранных источников знаний, их анализ и дальнейшее применение:
- чтение и понимание перевода (с помощью словаря) оригинальной литературы средней трудности по своей специальности (паспорт оборудования, описание приборов, процессов,) с целью извлечения нужной информации;
- развитие умений общения на бытовые темы, а также профессионального общения.
С целью определения аспектов, влияющих на качество изучения и преподавания иностранного языка на заочном отделении в 2019–2020 учебном году был проведён опрос, в ходе которого исследовалось, состояние и особенности изучения иностранного языка в нашем учебном заведении с точки зрения студентов. Опрос проводился среди Обучающихся первого и второго курсов групп дневного и заочного обучения.
На вопрос об изучении иностранного языка в школе 66 % заочников и 81,1 % очников ответили, что изучали иностранный язык в полном объёме средней школы, а 34% заочников и 18,9 % очников - имеют лишь частичную подготовку. Трое студентов - заочников ответили, что совсем не изучали иностранный язык в школе, 12 студентов -изучали немецкий язык.
Процесс обучения английскому языку на заочном отделении я организую в соответствии с требованиями ФГОС СПО, ППСЗ, учебным планом заочного отделения, рабочей программой УД ОГСЭ.03 Иностранный язык, календарно-тематическим планированием.
Для успешной реализации своей педагогической задачи, необходимо учитывать особенности контингента заочного отделения и только потом строить образовательный процесс.
Студенты, заочного отделения отличаются от контингента дневного отделения. От восемнадцатилетних, еще несколько дней назад сидевших за школьной партой, до сорокалетних и старше семейных людей разных профессий, по-разному приобщенных к культуре, обладающих разными коммуникативными характеристиками. Например, взрослый обучаемый, приходя в группу для изучения иностранного языка, испытывает самые различные трудности, характер которых зависит от уровня владения иностранного языка. Часто уровень языковой, речевой, социокультурной, учебной и др. компетенций в одной и той же группе сильно различается. Люди, пришедшие с низким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), имеют разного рода психологические барьеры в общении. Многое также зависит от уровня интеллектуального развития и личностных особенностей человека, от группы, преподавателя и многого другого. В первые же дни возникает проблема вхождения взрослого в роль обучающего. Смещение статуса вызывает у человека состояние некоторого дискомфорта и напряженности, которые иногда не осознаются, а иногда маскируются. Студентам, недавно окончившим школу, помогает высокая чувствительность ко всему новому, эмоционально обостренное восприятие окружающего мира, сравнительно низкая самокритичность, отсутствие страха быть в роли незнающего. Существуют трудности объективного характера: занятость на основном месте работы, в семье, что сокращает время на удовлетворительную работу над иностранным языком. Взрослые имеют, как правило, больший умственный потенциал и высокую обучаемость, эрудицию, жизненный опыт, более высокую мотивацию и саморегуляцию, а студенты, так называемые «вчерашние» ученики, характеризуются уже сложившимся учебным типом.
В связи с вышеизложенным, необходимы не только большая индивидуальная работа со студентами – заочниками, важны дифференцированный подход, личностно-ориентированный, поскольку процесс формирования общих компетенций у всех происходит по-разному, а особенности контингента студентов –заочников диктуют различные способы организации учебного процесса. Практические занятия проводятся в период трех экзаменационных сессий. Предусмотрено выполнение двух контрольных работ и промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета. Изучение иностранного языка почти полностью основано на самостоятельной работе обучающихся. На первом курсе ставлю следующие методические цели:
1. Восстановление уровня иноязычной компетенции за счет тренировочных упражнений по чтению и грамматике;
2. Обучение элементарным навыком чтения, работе со словарем;
3. Совершенствование навыков устной и письменной речи.
В этой связи, планирую учебный процесс на формирование следующих ключевых компетенций учебно-познавательные, информационные компетенции, коммуникативные. Для достижения поставленных целей применяю современные образовательные технологии, которые формируют развитие:
- поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур;
- способностей студентов осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык;
- когнитивных способностей студентов;
- готовности студентов к саморазвитию и самообразованию, повышению творческого потенциала, к осуществлению своих профессиональных обязанностей. Учебный процесс строю по модели смешанного обучения, сочетаю традиционные формы обучения и современные образовательные технологии, интерактивные формы и методы обучения. Применяю элементы модульного обучения, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – чаще всего – это компьютерные презентации в Power Point, позволяют проводить занятия не похожими друг на друга, технология тестирования - используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний. После каждого тестирования даю анализ допущенных ошибок. Тестирование провожу практически на каждом уроке, используя различные формы тестовых заданий. Это нравиться студентам, мне позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях и усвоении материала и главное - дисциплинирует студентов. Личностно- ориентированная технология позволяет раскрыть и использовать опыт каждого студента, обеспечить свой индивидуальный путь к успеху. Проектная технология -разрабатываем проекты по темам заранее, которые предусмотрены рабочей программой. Тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для студентов. Игровая технология - одни игры выполняются студентами индивидуально, другие – коллективно. Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени. Индивидуальные и тихие игры я выполняю в любой момент урока, коллективные – провожу в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Обсуждение результатов игры всегда проходит очень оживлено. Технология дебатов- использую сравнительно недавно, поэтому над изучением и применением этой технологии продолжаю работать. Технология дебатов - цивилизованный путь разрешения споров. Тему дебатов объявляю заранее. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) позволяет активизировать процесс чтения с извлечением информации, предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между преподавателем и обучающимися. Иногда одного урока не хватает для реализации технологии. Все этапы технологии РКМЧП могут занять серию уроков, главное, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания - рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».
Применение СОТ, ТСО, методическое обеспечение практических занятий дают позитивную динамику в общей и качественной успеваемости обучающихся заочного отделения.

Библиографический список

1.       Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков / авт.-сост. А. Г. Штарина.- Волгоград: Учитель, 2008. -191с.
2.       Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. –Минск: ТетраСистемс, 2007. -352 с.
3.       Настольная книга преподавателя иностранного Н32 языка: Справ. Пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 4-е изд, стереотип. – Мн: Выш. Шк, 1998. – 522 с.
4.       Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.; Издательство «Экзамен», 2006. -381 [3] с.
2021-03-30 16:03 2021