Исследовательская и проектная деятельность

Хохлов А.С. Интернет – зависимость суворовцев и пути ее преодоления Актуальность темы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Интернет - это телекоммуникационная сеть, которая стала глобальной и является основой для Всемирной паутины. Первая идея родилась 2 сентября 1969 года в лаборатории Лена Кляйнрока Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Первым сервером стал ARPANET компьютер Honeywell 516, имевший 12 Кбайт оперативной памяти. 29 октября 1969 года было передано по Интернету первое в истории слово. Слог: «ЛО». Исследователи передавали с одного компьютера на другой команду «подключиться» - «ЛОГ-ИН». До конца 1969 года к новой сети присоединились Университет Калифорнии в Санта-Барбаре и Университет Юты. Так появилась первая компьютерная сеть. ARPANET.
Общее количество уникальных пользователей интернета в мире достигло 4,5 миллиарда человек, что составляет 60 % от всего населения планеты (+ 298 миллионов новых пользователей в сравнении с данными на январь 2020 года). В январе 2022 года в мире насчитывалось 3,80 миллиарда пользователей социальных сетей, аудитория соцмедиа выросла на 9% по сравнению с 2020 годом (это 321 миллион новых пользователей за год). Сегодня более 5,19 миллиарда человек пользуются мобильными телефонами — прирост на 124 миллиона (2,4%) за последний год. В 2022 году количество пользователей интернета среди россиян старше 16 лет выросло с 90 миллионов до 94,4 миллионов человек. В России интернетом пользуются 79,8% взрослого населения [5].
Интернет очень популярен. Он занимает значительную часть нашей жизни, он является источником быстрой, доступной, различной информации. С одной стороны, Интернет дает большие возможности для развития кругозора человека. С другой – на нем можно болезненно зациклиться. Интернет не развивает умение общаться, скорее наоборот. Многие люди признаются, что им печатать на компьютере легче, чем что-то написать.
Так же и при живом контакте зависимый от Интернета человек может забыть, какие слова и как надо говорить, как себя держать. Так можно постепенно превратиться в биоробота, одну из «живых клеток», элементов мировой сети. В наше время трудно представить себе подростка, который не был бы знаком с Интернетом. По данным ВЦИОМ 98 % российских подростков ежедневно пользуются интернетом, поэтому особенно важно рассмотрение этой проблемы для подростков, когда Интернет-зависимость начинает только зарождаться. 
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений: по статистике: в мире интернет зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. В Европе, вслед за Азией и Америкой, уже начали открывать соответствующие клиники. В России таких учреждений нет, да и пристрастие к Всемирной паутине зачастую не воспринимают как серьезную проблему.
Чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
Отсутствие глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет - зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.
Тема работы «Интернет-зависимость у суворовцев и пути ее преодоления» обусловлена, увеличивающимся количеством подростков, зависимых от новых информационных технологий.
В данной работе изучены и проанализированы исследованиями зарубежных ученых, социологические опросы. Тема актуальна, тем, что в нашей стране проблема Интернет-зависимости слабо изучена, а количество интернет-зависимых личностей увеличивается.

Интерес, порождающий манию

В настоящем обществе все больше и больше интернет внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и академической и профессиональной коммуникаций.
Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.
Основой «информационной революции» служит технология интернет сетей.
Скрытая угроза таится в «выливающейся» на пользователей информации. Времяпрепровождение в сети интернет может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.
В настоящее время можно выделить несколько видов Интернет-зависимости:
-      игромания, патологическая тяга к компьютерным онлайн-играм;
-      осуществление покупки через Интернет, Интернет-шопинг;
-      виртуальные знакомства, непреодолимое желание общаться в сети;
-      зависимость новой информации, мониторинг новостей.
Можно выделить некоторые особенности Интернет-зависимости, которые применяются как средства «ухода от реальности»:
-      достаточно безграничные возможности для общения, где нет надобности удерживать внимание определенного человека, когда при желании можно заменить его на другого человека. Немаловажный момент Интернет-общения;
-      это то, что нет угрозы здоровью, а популярность собеседника не зависит от его физических или интеллектуальных способностей;
-      общение анонимное, свободное, провоцирующее к откровенным обсуждениям интимных вопросов;
-      возможность реализовать свои смелые фантазии. В сети Интернет человек может представить себя в любом образе, поменять возраст, сменить пол и т.д. Это то пространство, где свобода действий не ограничивается, только она является виртуальной.
Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «интернет-зависимости» или «интернет-аддикации».
Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт» [3].
Зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в категории «нетоголик» до 18 часов (и даже более) в день.
Истинные «интернетоголики» — это люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.
Ученые долгое время решали проблему повышения мотивации обучения. Данная исследовательская работа — это скорее попытка наметить основные направления будущей воспитательной работы с Суворовцами ПСВУ по проблеме интернет-зависимости.
        Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает, по сути, привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков.
«Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко[4].

История возникновения «Интернет-зависимости»

 Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line». Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Пока нет достаточно достоверных данных, но, по предварительной оценке, от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что «Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах». То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих [1].

Симптомы и различия зависимости

Симптомы зависимости таковы:
-      навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете;
-      постоянное ожидание следующего выхода в сеть;
-      пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг);
-      нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
-      раздражение при вынужденном отвлечении;
-      неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
-      расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
-      забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
-      пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
-      злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
-      готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
-      ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
-      обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Различия зависимости.
Причины появления зависимости различны у интровертов и экстравертов. Интроверты (интроверт – это человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, созерцательностью), как правило, с помощью Интернета восполняют недостаток общения в реальной жизни. Быстро понимая, что Интернет-общение не удовлетворяет потребность в понимании, продолжительных знакомствах и дружбе, они переключаются на компьютерные игры. Часто, игры и развлечение являются их изначальным интересом, и до Интернет-общения интроверты могут не добраться вовсе.
        Экстраверты (эктраверт – это человек, психический склад которого характеризуется преимущественной обращённостью к объектам внешнего мира),   чаще изначально приходят в Интернет общаться, заводя массу новых знакомых в чатах и форумах. Больше всего ценя при этом анонимность и личную изолированность. Они находят в Интернете то, чего нет в их реальной жизни.
В США несколько психиатрических институтов начали серию серьёзных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. Большинство филиалов Общества Анонимных Алкоголиков и Наркоманов открыли группы поддержки интернет-зависимых, переживающих трудное возвращение к нормальной жизни. Причём, существуют и группы для родственников, которые желают вернуть члена семьи для нормального общения. Центр Internet/Computer Addiction Services, расположенный в Сиэтле, который возглавляют Хилари Кэш (Dr Hilarie Cash) и Джей Паркер (Jay Parker) - более серьёзная и меланхоличная организация, которая взялась лечить молодых пользователей. Именно по их данным, от IAD страдает каждый десятый американский пользователь. Как же лечится интернет-зависимость? Вы можете не верить, но также, как и алкоголизм и наркомания. В некоторых источниках сопоставление абсолютно недвусмысленное. Например, один исследователь, размышляя над социально-этническим портретом интернет-наркомана, заявил, что, мол, галлюциногены предпочитают «белые» американцы, «героин» - черные, а Интернет - пока неизвестно кто. Более того, наиболее распространенная программа, по которой лечат «пойманных в Сети» - это известная программа 12-и шагов, смысл которой заключается в том, что «отнятие» от «кибер наркотика» проводится параллельно с наполнением оффлайновой жизни смыслом. То есть, человеку в процессе групповой терапии раскрывают неизвестные или забытые стороны человеческой, реальной жизни. Причем, признаком выздоровления считается такая жизнь, когда пользователь сам контролирует время, проведённое в Сети, и это время не превышает 4-6 часов. Параллельно с этим ведётся так называемая социальная реабилитация - человек пытается вернуть утраченные связи и отношения, постепенно уходя от групповой терапии. Как в случае с любой другой зависимостью, уже определили несколько степеней «погружения в иллюзорный мир». Вот список симптомов, после которых надо немедленно снаряжаться в больницу. Во-первых, во снах «картинки» начинают «скролиться» (scrolling). Во-вторых, когда идёт подключение модема, поднимается кровяное давление, учащается пульс. В-третьих, во время долгого нахождения за компьютером человек испытывает нечто похожее на «повышенное осознание» - он не воспринимает свое тело и то, что происходит вокруг. Со стороны это похоже на медитацию. В редких случаях притупляется чувствительность, на лице - застывшая мимика, чаще всего ничего не выражающая. В офф-лайне наблюдаются внезапные «выпадения» из контекста беседы и смех невпопад.
Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение [3].

Анкетирование

Для того что бы оценить на сколько зависимость от интернета постоянна, было проведено анкетирование среди учащихся в ПСВУ.  
Место проведения: ПСВУ
Количество участников: 80 человек (одна рота).
Время проведения: январь 2022 года.
В Пермском Суворовском Военном училище всего 7 рот, в каждой роте по 80 суворовцев. Каждая рота состоит из 4 взводов. В каждом взводе по 20 учащихся.
Следует отметить, что суворовцы ПСВУ не всегда имеют выход в Интернет. Согласно распорядку дня в ПСВУ выдача сотовых телефонов осуществляется ежедневно с 20:25 – 20:55, и с 16:00 субботы по 17:00 воскресенья, когда суворовцы находятся в увольнении (дома).  То есть уже установлен предел времени, которое можно проводить в Интернете.
Для достижения поставленной цели в данной работе была составлена анкета по выявлению интернет-зависимости у суворовцев, включающая 10 вопросов (Приложение 4).

Обработка информации

Обобщая ответы на вопросы анкеты, были получена следующая информация:
На первый вопрос 10% опрошенных ответило, что в Интернете проводят от 0 до 1 часа в выходные дни, 30% ответило, что проводят 2-3 часа, 29%, что проводят 4-5 часов, 11%, что проводят за компьютером 6-7 часов и 20% ответило, что проводят от 8 и больше часов в выходные дни. Результат ответа всех опрошенных на этот вопрос можно посмотреть на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение времени провождения суворовцев в сети интернет
На второй вопрос суворовцы ответили, сколько времени, проведенного в Интернете, они тратят на игры? 59% опрошенных ответило, что используют на игры 0-20% всего времени проведенного в интернете, 11% ответило, что используют 20-40%, 16% ответило, что40-60%, 5% ответило, что используют 60-80% и 9% тратят 80-100% своего времени на игры.
На третий вопрос суворовцы отвечали, сколько времени, проведенного в Интернете, они тратят на учебу? 29% опрошенных ответило, что используют 0-20% всего времени проведенного в интернете, 36% ответило, что используют 20-40%, 21% ответило, что 40-60%, 10% ответило, что используют 60-80% и 4% тратят 80-100% своего времени на учебу.
На четвертый вопрос суворовцы отвечали, сколько времени, проведенного в Интернете, они тратят на социальные сети? 14% опрошенных ответило, что используют 0-20% всего времени проведенного в интернете, 15% ответило, что используют 20-40%, 22% ответило, что 40-60%, 28% ответило, что используют 60-80% и 21% тратят 80-100% своего времени на учебу.
На рисунке 2 представлена кривая соотношения времяпрепровождения суворовцев в сети интернет с определенной целью (игры, учеба, социальные сети).

Рис. 2. Кривая соотношения времяпрепровождения суворовцев в сети интернет с определенной целью (игры, учеба, социальные сети)
На пятый вопрос суворовцы отвечали, с какой целью они обычно используют Интернет. 23% опрошенных ответило, что используют компьютер для общения с друзьями, 17% ответило, что ищут какую-то конкретную информацию. 10% ответило, что сидят на любимом сайте, 9% ответило, что используют для игр, 20% ответило, что используют для прослушивания музыки, 19% ответило, что используют для просмотра фильмов. Также был ответ «другое», где опрашиваемые написали, что смотрят видео, учат языки и учатся созданию сайта. Надо добавить, что на этот вопрос можно было дать несколько ответов.
На шестой вопрос - Сколько времени вы можете не заходить в Интернет? 9% не могут не заходить 14% опрошенных ответило, что  меньше дня, 35% - несколько дней, 18% могут не заходить неделю,  6% ответили месяц и 18%, что могут не заходить больше месяца (рис.3).

Рис. 3. Соотношение времени, которое суворовцы могут обойтись без интернета
Также в анкете было задано 3 вопроса из теста на интернет-зависимость «Virtual Addition Test» Дэвида Гринфильда.
На восьмой вопрос «Чувствуете, что используя Интернет, вы теряете контроль?», 21% опрошенных ответило «да» и 79% - «нет».

На девятый вопрос «Вы используете Интернет для того, чтобы убежать от проблем или смягчить плохое настроение?» 39% опрошенных ответило «да» и 61% - «нет» (рис.4).


Рис. 4. Соотношение ответов на вопрос об использовании Интернета в попытке избежать проблем, смягчить плохое настроение.

На десятый вопрос «Вы чувствуете раздражение и беспокойство, когда пытаетесь уменьшить или прекратить пользование Интернетом?» 27% опрошенных ответило «да» и 73% - «нет».
Таким образом, анализ полученных ответов на анкету позволяет констатировать следующее: большинство из суворовцев работают от двух до трех часов за компьютером, как в рабочие дни, так и в выходные дни, хотя в выходные дни проценты ответов, которые показывают выше четырех часов, выше, чем в рабочие дни, а это означает, что суворовцы в выходные дни больше используют Интернет.
При ответе на вопрос о том, сколько времени, проведенного в Интернете, они тратят на игры, социальные сети и учебу, можно сказать, что, прежде всего, они тратят на социальные сети, за тем на учебу и только потом на игры (рис.2). Обычно суворовцы используют компьютер с целью общения со своими друзьями, также они проводят время, смотря фильмы и слушая музыку.
Согласно ответам на три вопроса из теста на интернет-зависимость Дэвида Гринфильда, если посчитать среднее арифметическое, можно сделать вывод, что только 29% (23 человека из 80) из всех страдают интернет-зависимостью, следовательно, 71% учащихся не интернет-зависимы.
Тем самым на основании полученных результатов можно утверждать, что большинство суворовцев не страдают интернет-зависимостью.

Заключение

Таким образом, поставленная цель исследовательской работы достигнута. В ходе исследования были выявлены 23 человека интернет – зависимых из 80 исследуемых. Гипотеза подтвердилась. Да, Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.
Примеры в специальной литературе по данному вопросу и личный опыт доказывают, что интернет-зависимость проблема современного общества, она плохо сказывается на жизни человека и приносит множество проблем.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1.    Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета.
2.    Говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
3.    На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. 
Таким образом, интернет-зависимость – это форма зависимого поведения, которое связано с использованием всемирной сети Интернет, где можно наблюдать объединение реальной действительности и виртуальной, где реальные цели перемещаются в виртуальную реальность. И профилактическая работа должна быть направлена не автономно на группу аддиктивных личностей, а на всю подростковую или студенческую группу и должна быть универсальной. Регулярные мероприятия по профилактике аддиктивного поведения будут являться психологическими условиями прогрессирования Интернет-зависимости. Необходимо разработать программу, которая будет способствовать формированию у подростков сознательного отношения к использованию Интернета, а также к времяпровождению в сети. Это, несомненно, позволит снизить степень их зависимости, поспособствует достижению действенных поведенческих стратегий и увеличению личностных ресурсов. Будут развиваться навыки межличностного взаимодействия, что приведет к успешному разрешению стресс-факторов, повышению степени коммуникабельности, самооценки. Недостаток мероприятий по профилактике Интернет-зависимостей будет способствовать развитию социальной изолированности, неэффективности межличностного взаимодействия, что, несомненно, приведет к увеличению степени зависимости.






Рекомендации

Если результаты анкетирования указывают на формирование интернет-зависимости, то необходимо начинать «лечение», пока оно еще возможно на самостоятельном уровне.
Прежде всего - вычислить сайты, форумы, чаты, не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.
Необходимо отвлечь, переключить внимание. Например, записать в спортивную секцию, увлечь каким-либо хобби и т.д. Главное - найти то, что интересно.
Чтобы избавится от интернет – зависимости и предпочесть реальную жизнь виртуальной, в рамках данной работы были составлены следующие рекомендации:
1.    время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете;
2.    программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета;
3.    установить правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности);
4.    ввести, чувствительные (однако без нанесения ущерба здоровью), санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений;
5.    налагать подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания;
6.    вместо пользования Интернетом заниматься чем-то другим;
7.    извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при пользовании Интернетом;
8.    обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно;
9.    избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.
Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и желание предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.
Так как суворовцы проводят время в Интернете, в основном, находясь дома, то следует дать некоторые рекомендации родителям.
Следующие рекомендации помогут родителям предотвратить возникновение компьютерной и интернет-зависимости.
1.    Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно соблюдать эти рамки. Количество времени следует выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.
2.    Нужно больше общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать с ним различные мероприятия.
3.    Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
4.     Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.
5.    Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.
6.    Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
7.    Нужно показывать ребенку личный положительный пример.





Библиографический список


1.         Жичкина А. «О возможностях психологических исследований в сети Интернет», статья, 2002г. Электронный ресурс] Режим доступа:  http://flogiston.ru/
2.         Колчанова Л. «Психологические проблемы интернет-зависимости», статья Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.imago.spb.ru
3.         Пережогин Л.О. «Интернет-аддикция в подростковой среде», статья. – Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberpsy.ru/
4.         Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Медиапсихология. М., 2001.
5.         Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/



















Приложение 1

Доли пользователей Интернета в странах, % от населения


Примечание 1. В зарубежных странах учтены лица в возрасте 16-17 лет и не учтены — не имеющие домашнего телефона
Примечание 2. Данные по зарубежным странам были уточнены на основании Nielsen/NetRatings Global Internet Trends™ Regional Reports, Quarter 3,2001

Источник: Фонд «Общественное мнение»

















Приложение 2

Время, проводимое российскими пользователями в Сети еженедельно

(в процентах от числа опрошенных)





Источник: www.flogiston.ru














Приложение 3

 Актуальность информации для российских пользователей Интернета

(в процентах от общего количества поисковых запросов)






Источник: Рамблер Top100


Приложение 4

АНКЕТА

Интернет-зависимость среди учащихся ПСВУ

  1. Сколько часов вы проводите в Интернете в выходные дни?
  • 0-1
  • 2-3
  • 4-5
  • 6-7
  • 8 и больше
  1. Сколько времени, проведенного в Интернете, вы тратите на игры?
•                        0-20%
•                        20-40%
•                        40-60%
•                        60-80%
•                        80-100%
  1. Сколько времени, проведенного в Интернете, вы тратите на учебу?
•                        0-20%
•                        20-40%
•                        40-60%
•                        60-80%
•                        80-100%
  1. Сколько времени, проведенного в Интернете, вы тратите на соц. сети ?
•                        0-20%
•                        20-40%
•                        40-60%
•                        60-80%
•                        80-100%
  1. С какой целью вы обычно используете Интернет?
•                        Общаюсь с друзьями
•                        Ищу какую-то конкретную информацию
•                        Сижу на любимом сайте
•                        Играю
•                        Слушаю музыку
•                        Смотрю фильмы
•                        Другое: 
  1. Сколько времени вы можете не заходить в Интернет?
•                        Нисколько
•                        Меньше дня
•                        Несколько дней
•                        Неделя
•                        Месяц
•                        Больше месяца
  1. Если вас кто-то позвал, легко ли вам выйти из Интернета?
•                        Да
•                        Не всегда
•                        Нет
  1. Чувствуете, что используя Интернет, вы теряете контроль?
(Например, чувствуете себя полностью увлечённым)
•                        Да
•                        Нет
  1. Вы используете Интернет для того, чтобы убежать от проблем или смягчить плохое настроение?
•                        Да
•                        Нет
  1. Вы чувствуете раздражение и беспокойство, когда пытаетесь уменьшить или прекратить пользование Интернетом?
•                        Да
•                        Нет
2022-08-30 13:50 2022