Библиографическое описание:
Шамрай Т.Н. Сюжетно-ролевая игра как способ реализации замыслов и поддержки детской инициативы // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
С принятием ФОП игра становится содержанием и формой организации жизни. Основным принципом дошкольного образования согласно ФОП является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение.
Играя, ребенок овладевает определенными качествами личности: он становится активным и любознательным, эмоционально отзывчивым, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
Сюжетно-ролевая игра, поскольку наряду с предметной деятельностью организуется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления об окружающем.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок, словом обозначает, свои действия и этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от формирования интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Каждый из педагогов должен стремиться стать настоящим партнером ребенка в игре, целенаправленно и ненавязчиво развивая его и корригируя выявленные недостатки его игровой деятельности.
С учетом современных представлений о характере формирования игровой деятельности у детей необходимо увеличить игровое пространство в групповых комнатах за счет их переоборудования, создать уголки психологической разгрузки для детей и фрагменты жилой комнаты, стараться приблизить интерьер группы к домашней обстановке, чтобы детям и взрослым было уютно и удобно. Пересмотреть расположение и подбор игрового материала в соответствии с современными требованиями.
Формирование детского коллектива в длительных сюжетно-ролевых играх осуществляется поэтапно:
1. Формирование представлений о нормах взаимоотношений людей в коллективе, чтобы у детей появился устойчивый интерес к играм на определенные темы. Полученные знания используются для развития содержания игр, к сплоченности детей.
2. В ходе второго этапа организации детского коллектива, когда у детей под влиянием обучения возникают и развиваются длительные творческие игры, а проявления чувства доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях становятся более осознанными и устойчивыми, происходит процесс естественного объединения маленьких группировок в единый играющий детский коллектив. Длительная увлеченность ролью побуждает у ребенка собственные сильные чувства: ответственность, самоуважение, чувство общности с другими детьми.
3. На третьем этапе организации детского коллектива у детей формируются навыки самоорганизации детского коллектива. В длительных творческих играх это сложный путь: от овладения детьми внешними элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости и важности иметь такие организационные умения и навыки, которые превращают игру в увлекательную коллективную деятельность. Ведь известно, что длительные сюжетно-ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания – непрерывность и постоянство определенной целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания их обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе.
А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, который используется как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников, а также при создании условий для поддержки детской инициативы в игре.
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» М., 2000.
Шамрай Т.Н. Сюжетно-ролевая игра как способ реализации замыслов и поддержки детской инициативы // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
С принятием ФОП игра становится содержанием и формой организации жизни. Основным принципом дошкольного образования согласно ФОП является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение.
Играя, ребенок овладевает определенными качествами личности: он становится активным и любознательным, эмоционально отзывчивым, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
Сюжетно-ролевая игра, поскольку наряду с предметной деятельностью организуется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления об окружающем.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок, словом обозначает, свои действия и этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от формирования интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Каждый из педагогов должен стремиться стать настоящим партнером ребенка в игре, целенаправленно и ненавязчиво развивая его и корригируя выявленные недостатки его игровой деятельности.
С учетом современных представлений о характере формирования игровой деятельности у детей необходимо увеличить игровое пространство в групповых комнатах за счет их переоборудования, создать уголки психологической разгрузки для детей и фрагменты жилой комнаты, стараться приблизить интерьер группы к домашней обстановке, чтобы детям и взрослым было уютно и удобно. Пересмотреть расположение и подбор игрового материала в соответствии с современными требованиями.
Формирование детского коллектива в длительных сюжетно-ролевых играх осуществляется поэтапно:
1. Формирование представлений о нормах взаимоотношений людей в коллективе, чтобы у детей появился устойчивый интерес к играм на определенные темы. Полученные знания используются для развития содержания игр, к сплоченности детей.
2. В ходе второго этапа организации детского коллектива, когда у детей под влиянием обучения возникают и развиваются длительные творческие игры, а проявления чувства доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях становятся более осознанными и устойчивыми, происходит процесс естественного объединения маленьких группировок в единый играющий детский коллектив. Длительная увлеченность ролью побуждает у ребенка собственные сильные чувства: ответственность, самоуважение, чувство общности с другими детьми.
3. На третьем этапе организации детского коллектива у детей формируются навыки самоорганизации детского коллектива. В длительных творческих играх это сложный путь: от овладения детьми внешними элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости и важности иметь такие организационные умения и навыки, которые превращают игру в увлекательную коллективную деятельность. Ведь известно, что длительные сюжетно-ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания – непрерывность и постоянство определенной целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания их обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе.
А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, который используется как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников, а также при создании условий для поддержки детской инициативы в игре.
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» М., 2000.