Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf
Мобильные технологии уже стали неотъемлемой частью всех повседневных аспектов нашей жизни. Мы используем их и для работы, общения, знакомств и развлечений. Появился даже термин «мобильное обучение» - обучение, предполагающее любую учебную активность, в которой преимущественно (или исключительно) используются портативные устройства – телефоны, смартфоны, планшеты, иногда ноутбуки и тому подобное, но не обычные настольные компьютеры. (IADIS International Conference Mobile Learning) [2]. Следует отметить, что мобильное обучение позволяет реализовать большое преимущество – человек может учиться буквально где угодно и когда угодно.
Такое обучение может проводиться как online (с помощью сети Интернет), так и offline (вне сети Интернет), то есть при использовании некоторых приложений для обучения школьников не требуется выход в Интернет.
Мобильное обучение набирает обороты, привлекая своей доступностью и удобством. С одной стороны такое обучение является индивидуальным, с другой стороны оно основано на сотрудничестве, создании учебных сообществ. Это обучение способно повысить эффективность традиционного, обеспечить самообучение школьников, при этом достигается высокая степень социализации обучающихся, обеспечивается развитие коммуникативных компетенций, формируется умение искать, отбирать информацию, а также умения работать как самостоятельно, так и в команде, повышается мотивация обучения школьников. Важно, чтобы информация, которая предоставляется учащемуся, «цепляла», мотивировала сознание и подсознание, заставляла их работать в нужном для когнитивного процесса направлении [1].
Такое обучение может решить несколько проблем. Первая - использование мобильных устройств для обучающих игр на уроках. Вторая проблема - недостаток компьютерного оборудования в кабинетах технологии.
Используя возможности современных мобильных устройств, система мобильного обучения может решить следующие образовательные задачи: создание персональной медиатеки электронных образовательных ресурсов (учебники, справочники, словари, аудиовизуальная информация); организация тренингов с использованием обучающих программ, поисковых систем и Интернет-ресурсов, коллективного взаимодействия обучающихся и преподавателей, дополнительных сервисов (система глобального позиционирования и т.п.); online-консультирование и общение; проведение вебинаров; тестирование и другие виды мониторинга успеваемости [2].
Для реализации мобильного обучения необходимо такое техническое средство как смартфон.
Смартфон – это мобильный телефон, оснащенный мощной операционной системой, которая в свою очередь позволяет работать с множеством приложений одновременно. Другими словами, смартфон — это аналог компьютера [3], который позволяет выполнять почти все те действия, которые выполняем, работая за компьютером, но его особенность в том, что мы можем работать с ним даже в движении. Отличительной чертой смартфона является наличие большого сенсорного экрана, что позволяет увеличить область вывода визуальной информации.
Для реализации мобильного обучения с помощью смартфонов можно использовать различные сетевые ресурсы (сайты) и мобильные приложения, которые устанавливаются на смартфон или же используются в режиме online. Эти приложения предоставляют широкие возможности не только для самостоятельного обучения, но и для обычного учебного процесса, не ограничиваясь временем и пространством. В числе наиболее популярных:
1. Интерактивный сайт learningApps.org — это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений) [3].
Сервис learningApps.org позволяет использовать уже готовые модули, а также создавать свои или изменять готовые. С помощью этого сервиса мы можем разработать упражнение для отработки изученного материала, карточку-задание и тесты для проверки знаний, кроссворды для актуализации знаний и так далее.
2. С помощью сервиса OnlineTestPad.com можно создать тест любой сложности, а также использовать уже готовые опубликованные тесты другими педагогами. С помощью конструктора тестов в режиме online можно создать тесты на различные темы уче6бного предмета.
3. Сервис ThingLink.com предназначен для создания интерактивных плакатов. Он позволяет добавлять дополнительную информацию (рисунки, надписи) на изображение при помощи ссылок.
В сети Интернет существуют уже созданные другими учителями технологии карточки-задания, тесты, интерактивные плакаты, кроссворды по различным темам предмета «Технология», которые находятся в свободном доступе (см. рис.1).
а) б) в)
Рисунок 1. Скриншот экрана смартфона при открытии: а) интерактивного кроссворда с помощью
сервиса learningApps; б) теста сервиса OnlineTestPad.com; интерактивного плаката на сервисе ThingLink.com.
Все перечисленные выше сервисы отличны друг от друга тем, что существуют ограничения в виде и типе задания (т.е. тест, интерактивный плакат, карточка задание). Данные Интернет-ресурсы можно использовать для различных учебных предметов, в том числе и технологии.Так же существуют различные сервисы для создания блогов, тестов, презентаций, игр, интерактивных карточек, которые способствуют лучшему пониманию материала урока.
Вместе с тем, для уроков технологии могут применяться готовые приложения, скаченные в приложении магазина смартфона, где собраны различные приложения, игры и дополнения для системы телефона. Так, например, при изучении раздела «Кулинария» можно использовать приложение «Десерты» с описанием технологий приготовления 64 сладких блюд (см.рис.2). В этом приложении представлены мастер-классы по технологии приготовления всех видов теста, технологии приготовления домашнего мороженого, и различных десертов, а также секреты кондитерского декора.
Рисунок 2. Скриншоты экрана смартфона при запуске приложения «Десерты»
В процессе производственной практики в школе нами было апробировано мобильное обучение в процессе преподавания предмета «Технология». При изучении темы «Машиноведение» был проведен урок с элементами мобильного обучения. Изучая приводы швейной машины, на этапе изложения нового материала учащимся было дано задание: найти информацию по каждому виду привода в сети Интернет с помощью своих смартфонов. Но так как в классе оказалось только три мобильных телефона с выходом в Интернет задание было по группам. Одна группа искала информацию по «ручному» приводу, вторая по «ножному» приводу, а третья группа по «электрическому» приводу. В течении 4 - 6 минут группы закончили работу в сети, подготовились и огласили главную особенность каждого привода. После того, как все группы выступили, обучающиеся заполнили таблицу особенностей приводов.Учащиеся с удовольствием искали информацию в интернете и на этапе рефлексии было видно, что учащиеся хорошо усвоили пройденный материал и им было интересно и необычно применять мобильные устройства на уроке для поиска информации. Результатом проведенных занятий является средний балл за проверочную работу по данной теме, который составил 4,7.
Возможности смартфонов все улучшаются и с этим увеличиваются возможности использования их на уроках. Чаще всего на уроках, учащиеся пользуются смартфонами, несмотря на запрет учителей. При использовании мобильных устройств учителя могут приучить учащихся использовать свои гаджеты не только для игр и общения в социальных сетях, но и для обучения. Таким образом, с помощью различных сервисов и приложений обучение может стать еще доступнее и интереснее.
Библиографический список
1. Соловов А.В., Меньшикова А.А. О некоторых направлениях развития электронного обучения / Соловов А.В., Меньшикова А.А. // Дистанционное и Виртуальное обучение. -2015. -№12. Декабрь. – С. 64 – 73.2. Алабина Т.В. Мобильное обучения и мобильные приложения в образовании [Электронный ресурс] / Т.В. Алабина // URL: http://infourok.ru/statya-na-temu-mobilnoe-obucheniya-i-mobilnie-prilozheniya-v-obrazovanii-875559.html (Дата обращения: 01.03.2019).
3. Что такое смартфон? Отличия от Айфона // сайт Profi Apple. URL: http://profiapple.ru/iphone/dlya-chajnikov/chto-takoe-smartfon.html (Дата обращения: 01.03.2019).