Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Салимгорская Ю.В. Инновационные технологии обучения английскому языку в старших классах

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

В наше время наиболее стремительно развиваются международные и межнациональные контакты, что, естественно, влечёт за собой изменения в обществе, в системе образования нашей страны.
Существует огромное количество вспомогательных инновационных средств обучения, которые позволяют учителю раскрыть потенциал учащихся. Их применение предполагает использование, кроме достаточно традиционных аудио- и видео средств, компьютерной техники. Мультимедийные средства активизируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся, что позволяет качественно изменить формы учебной работы. Электронные носители информации пока ещё не стали такими же привычными, как книга, однако у них есть несомненные преимущества.
 Какие достоинства имеют электронные энциклопедии и электронные книги?
Во-первых, электронная книга намного дешевле печатной книги, так как не нужно оплачивать расходы на обложку, бумагу, доставку. Во-вторых, электронная книга – это высокий уровень интерактивности, что позволяет ей быть хорошим медиа справочником, путеводителем и пошаговым руководством. В-третьих, электронные книги могут оснащаться системой поиска по ключевому слову, что позволит увеличить эффективность и скорость работы с ними.
При обучении английскому языку с целью развития социокультурной компетенции незаменимым средством обучения является энциклопедия «Britannica», которая поможет быстро найти нужную информацию, а именно аутентичные статьи, интерактивные карты с подробным описанием стран, видео- и аудио фрагменты, ссылки на специально отобранные сайты. Это является незаменимым материалом при подготовке творческих проектов учащимися.
Энциклопедия «Britannica» - это самое популярное и авторитетное энциклопедическое программное обеспечение. Она является мощным информационным ресурсом, в который входят три энциклопедии, сотни журналов, тысячи веб-сайтов, а также толковый словарь и словарь синонимов.
Как же можно использовать энциклопедию Britannica со всеми её достоинствами в учебной деятельности?
С целью развития навыка монологической речи мною был разработан урок к Unit I «Reading…? Why not? », учебника английского языка для 9 класса под редакцией Кузовлева В.Д. Ученики поделились на группы, и им была поставлена задача: найти информацию о предложенном зарубежном писателе согласно плану. При подготовке они должны были использовать энциклопедию. Следующим этапом было составление  рассказа о данном писателе. Затем они сверяли свой ответ с ключами, которые приготовил для них учитель заранее. Школьники работали за компьютером не более 7-10 минут. За такой небольшой промежуток времени происходило не только закрепление лексического материала по теме «Чтение», но и обучение правильному и логичному выражению своих мыслей на английском языке. В ходе этого задания отработаны навыки просмотрового и поискового чтения.
На уроках английского языка в 9 классе можно организовать учебно-исследовательскую работу на основе энциклопедии Britannica. Почему данный вид работы эффективен?
Старший школьник включается в новый вид ведущей деятельности – учебно-профессиональную.  Ребёнок учится не только ради самого учения, но и  для чего-то более значимого в будущем. Поэтому содержание его исследований должно совпадать с профессиональными интересами. Характер обучения старшеклассников (разработка проектов, работа с аутентичными текстами для чтения и аудирования, защита своей точки зрения на иностранном языке) способствует развитию их теоретического мышления. Творческие задания развивают их самостоятельность, умения принимать решения и критически конструктивно их осмысливать. Всем этим особенностям развития психики старших школьников отвечает организация учебно-исследовательской деятельности на уроках английского языка.
В связи с этим была предложена учебно-исследовательская работа ученикам старших классов, которым был дан список актуальных тем, соответствующих школьной программе: «Let the music begin…», «What’s the news?», «School – what’s next?», «My country in the world». Ребята делали учебно-исследовательскую работу в форме индивидуального проекта, цель которого – изучение выбранной темы с использованием англоязычных ресурсов. Старшеклассники изучали терминологию по теме, учились работать с иноязычными ресурсами, вычленять и использовать главную мысль текста, а также применять выбранную информацию в своём исследовании.
В рамках изучения темы «School – what’s next?» ученицей 9 класса было проведено исследование на тему «The world of work in Russia» с целью определения значимости и востребованности профессий в России. Для этого она рассмотрела определение понятию профессия, данное энциклопедией Britannica, затронула тему выявления наиболее востребованных профессий сегодня и в ближайшем будущем. Ученица исследовала проблему исчезновения профессий из-за развития информационных технологий, а также определила наиболее перспективные вакансии на ранке труда. Старшеклассница рассмотрела статистику востребованности профессий в таких странах, как Россия, США и Великобритания, приведённую международной некоммерческой ассоциацией World Skills International, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру и популяризации рабочих профессий. Ученица пришла к выводу, что самыми востребованными в новом году будут медицинские работники и IT – специалисты. Самые высокооплачиваемые профессии – это Front End Developer – веб-специалист, специалист по науке о данных, DevOps – инженер, а также косметологи, нейрофизиологи, остеопаты. Данная исследовательская работа при определённой адаптации может быть использована для проведения урока в 6 классе на тему «Мир профессий».
Электронная энциклопедия Britannica является самым доступным средством обучения английскому языку и её использование не требует подключения к сети Интернет. В процессе работы с энциклопедией было отмечено расширение словарного запаса старшеклассников, повышение логичности и завершённости их устного высказывания, а также развитие способности оформлять письменный ответ о проделанной работе на английском языке.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа с электронной энциклопедией Britannica способствует развитию навыков, таких как монологическое высказывание, навыки чтения и письма, а также способствует повышению мотивации изучения английского языка. Повсеместное использование аутентичных материалов расширяет круг знаний, выходящий за рамки школьной программы.

Библиографический список

1. Игумнова О.В. Научно-исследовательская деятельность по английскому языку как способ осуществления подготовки обучающихся основной школы к выбору гуманитарного профиля обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/214297/.
2. Английский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений В.П. Кузовлев и др. М.: Просвещение, 2002.
3. Грецов А.Г. Попова Е.Г.  Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков,  2005.

2022