НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Клокова Г.А. Развитие детей дошкольного возраста через разнообразие нетрадиционных техник в изобразительной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


«Духовная жизнь ребёнка полноценна
лишь тогда, когда он живёт в мире игры,
музыки, фантазии, творчества. Без этого –
он засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский.
Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, является рисование. Старший дошкольный возраст - это возраст наиболее активного рисования.
Деятельность по изобразительному искусству даёт возможность насладиться положительными эмоциями. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему. Но, к сожалению, многие дети испытывают трудности во время занятий изобразительной деятельностью, а некоторые полностью исключают эту деятельность из своего свободного времени. Как научить ребёнка рисовать, отражать свои впечатления от окружающего мира?
Традиционное рисование не может охватить весь контингент детей. Всё равно остаются дети, которые испытывают страх и считают, что они "не умеют рисовать". Для того чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала, необходимо использовать нетрадиционные методы рисования. Разнообразие форм, методов и приёмов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности детей. Передовой опыт, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами, даёт возможность применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Применяя нетрадиционные техники рисования, во время творческого процесса дети раскрывают свой потенциал, учатся детей выражать задуманное свободно, без всяких ограничений, учатся нестандартно мыслить.
Применение нетрадиционных техник помогает пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.
Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно даёт возможность детям, даже тем, которые испытывают большие трудности при рисовании карандашами, быстро получить желаемый результат.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве изобразительных средств.
Применение нетрадиционного рисования в старшей и подготовительной к школе группе детского сада является одним из компонентов подготовки детей к школьному обучению. Ведь очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования способствуют интеллектуальному развитию детей, дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, что особенно важно для будущих школьников.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования проводилось в рамках дополнительной образовательной программы «Мир творчества и фантазии».
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомились с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании; учились на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Работа проводилась поэтапно.
На 1-ом этапе – репродуктивном, велась активная работа по обучению нетрадиционным техникам изображения, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2-ом этапе – конструктивном, уделялось большое внимание использованию нетрадиционных техник для передачи выразительности образов.
В сотрудничестве и сотворчестве с детьми мы использовали самые разнообразные техники. Одни из них вызвали затруднения, а какие-то очень нами полюбились.
Наблюдая за эффективностью применения различных техник изображения на занятиях, я пришла к выводу, что необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности.
Сейчас я остановлюсь на некоторых из них, при использовании которых происходит развитие творческой активности.
Рисование пальчиками и ладошками. Данный способ изображения доступен детям с младшего дошкольного возраста. У каждого из нас есть незаменимые помощники – наши пальчики и ладошки, которые помогают создавать удивительные образы с помощью дальнейшего дорисовывания. Рисование пальчиками и ладошками развивает воображение, фантазию, мелкую моторику рук, побуждает детей дорисовывать образ недостающими деталями.
Оттиск с помощью различных предметов.
·          Штампинг. Для штампинга используются штампы, сделанные из пробок, пластилина, пенопласта или другого подручного материала, а также поролон, пропитанный гуашью. Мы использовали пробки, поролоновые тычки, ватные диски, обратную сторону карандашей и колпачков от фломастера, вырезанные фигурки из овощей.
·          Оттиск листьев. Наносится краска на листья растений разных цветов и смешивается прямо на листике, затем делается оттиск на листе бумаги.
·          Оттиск смятой бумагой. Для получения оттиска используется штемпельная подушка из поролона, пропитанная гуашью, и кусочек смятой бумаги. Вместо штемпельной подушки можно пользоваться акварелью. Таким способом удобно заполнять трафареты или создавать фон, а также создавать яркие изображения природы
Данная техника развивает цветовосприятие, композиционные умения, пространственную ориентировку на листе бумаги, учит дорисовывать образ дополнительными деталями, тем самым развивая фантазию и воображение.
Также развивается эстетическое отношение к изображениям явлений природы.
Рисование ватными палочками ("пуантилизм"). Ребёнок создаёт точечный рисунок. Данный способ развивает изобразительные способности, интерес к изобразительной деятельности и очень любим детьми. Он незаменим при развитии мелкой моторики кистей рук, успокаивает возбуждённого ребёнка, вырабатывает усидчивость.
Ватная палочка – наша помощница. Это совсем не кисточка и рисовать ей очень легко.
Тычок жёсткой полусухой кистью. Используя гуашь или акварель, дети ударяют кистью о лист бумаги, создавая пушистость или колючесть. Этот способ используется для получения выразительного образа, развивает эстетическое восприятие, доступен детям младшего дошкольного возраста. Этим способом удобно рисовать животных и различные явления природы.
Рисование с помощью зубных щёток.
·          Рисование щёткой как кистью. Зубная щётка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования. Использование щётки позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка. При помощи данной техники можно передать колючую или пушистую фактуру предмета.
·          Набрызг. Для этого способа изображения мы также использовали зубную щётку. По зубной щётке, предварительно опущенной в краску, резко проводят зубочисткой, заполняя, таким образом, контур (трафарет) или создавая фон. Техника рисования «набрызгом» позволяет добиться различных эффектов. При помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.
Данная техника помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании, достичь «ситуации успеха», так как хорошие результаты получатся у каждого ребёнка.
Рисование с помощью пластиковых вилок. Здесь тоже можно экспериментировать: рисовать всей плоскостью вилки или только её кончиками. Обычная пластиковая вилка может создавать настоящие творческие шедевры. Сколько удивления и восторга испытывают дети, когда им предлагают рисовать таким необычным способом.
Ниткография. На шаблон наносится клей ПВА, и приклеиваются разные по цвету нити, создавая образ предмета. Данная техника развивает цветовосприятие, мелкую моторику рук.
Техника рисования ниточками. Ниточки опускаются в краску и кладутся в свёрнутый пополам альбомный лист, затем ниточка вытягивается. Получаются отпечатки разнообразной формы, которые ребёнок дорисовывает до определённого образа или использует для фона. Этот способ рисования очень хорошо развивает интеллектуальные способности, воображение, фантазию.
Кляксография с помощью трубочки. Ребёнок раздувает нанесённую на лист бумаги каплю краски через трубочку для коктейля, а затем дорисовывает изображение по своему усмотрению, используя любую технику. Данный способ привлекает ребёнка своей необычностью, заинтересовывает, будит воображение, развивает умение насыщать рисунок деталями, дорисовывать увиденный образ. Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Причем это занятие не только интересно, но и полезно, например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.
Рисование манкой и солью. Рисовать с помощью манки, соли можно используя клей ПВА. Затем эти изображения можно раскрасить гуашью. Использование новых материалов очень привлекает внимание детей, заинтересовывает данной деятельностью. В первую очередь такое рисование помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие. Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми.
Монотипия.
Монотипия полезна для развития воображения, расширения представлений о окружающем мире, развития творческих способностей и фантазии.
·          Монотипия (с использованием целлофана). Развивает активность в поисках способов изображения образа. Можно использовать упаковочный целлофан с кружочками, получается оригинальное изображение. На целлофан наносится краска (акварель, гуашь), а затем прикладывается лист бумаги. Изображение может дополняться деталями. Вместо целлофана можно использовать стеклянную, кафельную, пластиковую поверхность.
·          Монотипия предметная. Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
·          Монотипия пейзажная. На одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж и опять сложить лист для получения отпечатка. Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделали отпечаток, можно оживить красками, фломастерами или цветными карандашами.
Монотипия – это быстрый способ получить красивый необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, которые «не умеют рисовать», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.
Акварель + свеча или восковые мелки. Это своего рода эксперимент. Сначала выполняется рисунок свечой или восковыми карандашами (мелками), затем лист бумаги закрашивается акварелью одним или несколькими цветами. Этот способ рисования настолько интересен и заставляет детей возвращаться к нему снова и снова.
Рисование пухлыми красками. Краски готовятся из клея ПВА, пены для бритья и гуаши. Рисование пеной – это завораживающий процесс превращения обычной пены для бритья в яркие, забавные и безумно радующие детей рисунки. Такой пеной можно закрашивать шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок. Рисование пеной развивает мышление и воображение, помогает в развитии мелкой моторики, формирует эстетический вкус.
Данная тема является в настоящее время очень актуальной и даёт педагогу возможность для творческого и личностного развития.
Обучение детей дошкольного возраста рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения оказывает неоценимую услугу в разностороннем развитии личности ребёнка. Нетрадиционное рисование способствует развитию мелкой моторики рук, позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, влияет на развитие психических процессов. Таким образом, занятия с использованием нетрадиционного рисования помогут воспитателю найти контакт с ребёнком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
За время обучения мы достигли следующих результатов:
·          Улучшилось развитие мелкой моторики кистей рук
·          Повысился уровень развития зрительно-моторной координации, мышления, внимания, усидчивости
·          Развивается фантазия, воображение, желание экспериментировать
·          Снизилась утомляемость и сохраняется высокая активность и работоспособность
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес не только к нетрадиционным техникам изображения, но и к традиционному рисованию. Мои воспитанники создают новые оригинальные образы, проявляя творчество и фантазию, легко и свободно реализуют свой замысел.
Обобщая опыт использования нетрадиционных техник изображения в работе с детьми дошкольного возраста, я хотела бы сделать некоторые рекомендации всем педагогам. Если вам нравится, когда глаза ваших детей блестят от восторга на занятиях, если вы хотите, чтобы каждое занятие было праздником, если вы желаете смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми, нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность, улучшить развитие мелкой моторики рук детей.

Библиографический список

1.       Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.
2.       Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.
3.       Денисова М.Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/М.Ю.Денисова– Мозырь: Белый ветер,2011.
2019