Процесс патриотического воспитания младших школьников достаточно сложен. Основой его считается развитие нравственных чувств отдельной личности. Именно целенаправленное воздействие на развитие личности младшего школьника, формирование основ нравственного поведения, формирования умения жить в социуме, а также усложнение его знаний о малой Родине, крае, где он проживает, а также об Отечестве в целом и считается системой патриотического воспитания [6].
Федеральное законодательство, а именно федеральный закон об образовании No 273 от 29 декабря 2012 года гласит, что основным заказчиком в области патриотического воспитания и образования является непосредственно государство. Задачи, которые ставит государство перед начальным образованием, направлены, в первую очередь, на формирование мировоззренческой позиции, напрямую связанной с восприятием окружающей среды, поведения ребенка в данной среде и социуме.
Почему именно краеведение так важно в системе патриотического воспитания? Краеведение – это наука об изучение родного края, включающая в себя как изучение природы, так и изучения истории, культуры, экономического, политического и социального развития данной местности. И именно это делает нас патриотами.
Существует много определений понятия «краеведение». Одно из самых широких и подробных определений мы можем найти в Большой Советской Энциклопедии. Там под краеведением понимается «всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем». Кроме того, подчеркивается, что краеведение не просто область знаний, но целый комплекс различных исследований, как в области естественных наук, так и в сфере изучения общества [3].
Итак, основой краеведения является длительный и постоянный процесс познания родного края, окружающей действительности.
Из истории развития человечества известно, что древние люди постоянно использовали одни и те же источники для изготовления орудий, причем не обязательно добытые прямо рядом с поселением, зачастую источники сырья находились за много километром от стоянки. Это доказывает, что изучение местности производилось уже нашими предками, а так называемые «краеведческие» знания передавались потомкам, создавая первые традиции и обычаи.
Когда человечество овладело письменностью, то знания о родной местности стали фиксироваться, позже став одной из основ исторических знаний [1, с. 8].
В истории нашего Отечества сведения о родной местности находили отражение, прежде всего, в летописях. Самой знаменитой из них, конечно, является «Повесть временных лет». Уже в самых ранних записях можно найти упоминание о том, что славяне селились родами и каждый на своем месте [8, с. 79]. Конечно, в полной мере нельзя отнести летописание к области краеведения. Кроме того, летописи зачастую содержат намеренные искажения действительных событий и описаний, исходя из политической обстановки и симпатий автора. Однако летописи были и остаются ценнейшим источником знаний по истории родного края.
Идея изучения краеведения в школе достаточно давняя. Еще в XVII веке понимали ценность преподавания школьных предметов на базе исследования родного края. Ведь это не только дает необходимые знания, но и формирует историческую память, а также чувство ответственности за сохранение малой Родины.
В период развития Российской империи краеведение занимало достаточно большое место в сфере исторического и экономического знания. Так в 1765 году было открыто Вольное экономическое общество, которое в числе прочего занималось и краеведческими изысканиями.
Особая роль, конечно же, принадлежит Русскому географическому обществу, которое с середины XIX века последовательно проводило изучение различных местностей огромного Российского государства. Например, известными стали экспедиции с целью изучения Крайнего Севера, огромных пространств Сибири, государств Южного и Северного Кавказа.
Безусловно, огромный вклад в развитие массового краеведения внесли советские ученые. Именно в период Советского государства краеведение приобретает массовый характер и распространяется повсеместно. Это было объяснимо с целью объединения различных народов нашей Родины [5].
Советское краеведение славилось организацией массовых походов с целью исследования окружающей среды, в частности, природных ресурсов. Особенно это было необходимо в период индустриализации страны.
В годы Второй мировой и Великой Отечественной войн важным аспектов краеведения стало изучение родного края с целью обеспечения нужд обороны и поставок ресурсов на фронты. Получило школьное краеведение и поддержку со стороны государства. Так, создание в 1943 году Академии педагогических наук подстегнуло краеведческие изыскания, поскольку в рамках Академии была организована специальная комиссия по школьному краеведению [4].
В послевоенный период краеведение получило особое развитие именно в отношении школьного краеведения. Каждая школа считала своим долгом иметь музей или хотя бы комнату боевой славы, изучать вклад родного края в Великую Победу. В местах, где шли сражения, на постоянной основе стали организовываться походы следопытов, кружки, общества. Также, что важно для избранной тему выпускной квалификационной работы, именно в советское время массовыми становятся походы и экскурсии по местам боевой и трудовой славы советского народа.
Таким образом, именно школьное краеведение становится наиболее массовой формой краеведческой работы. И поскольку точкой отсчета для школьного краеведения становятся младшие классы, то важным факторов становится содержание краеведческой работы, в первую очередь связанной с постановкой целей и задач учебно-воспитательной работы [2].
Поскольку краеведение становится важной отраслью общественной и научной жизни, его развитие освещается в сборнике под названием «Краеведение в школе», выходившего в 1950-60 гг. под руководством инициатора его открытия профессора О.Т. Дубрава. Под его непосредственным руководством выпускается также учебник географии, посвященный изучению Украины.
Государство также было заинтересовано в развитии краеведения в рамках патриотической работы. Так, в конце 1950-х гг. был принят «Закон о связи школы с жизнью». Его воплощение в жизнь привело к переходу образовательных учреждений на новые программы по географии, которые были насыщены краеведческим материалом.
При этом школы постоянно привлекаются к изучению родного края. И уже не в рамках краеведческих кружков, которые были узконаправленными, и потому не могли охватить большое число учеников, но в рамках всей школы, поскольку географические изыскания позволяли применять разнообразные формы работы. В это же время становятся традиционными туристические походы по родным местам, а также организация экспедиций и, что для нас самое важное, экскурсий по родному краю [9].
Современное образование, подчиненное образовательным стандартам, требует внедрения в учебные планы обязательного национально-регионального компонента. Именно эта составляющая учебного процесса дает возможность сформировать уже в младшем школьном возрасте представления об окружающем социуме и окружающей природе. И именно через освоение знаний о собственной малой Родине.
Использование образовательных стандартов узаконило практику формирования патриотического сознания на основе краеведения. Поскольку национально – региональный компонент отражает особенности конкретного субъекта РФ.
Целями краеведения в системе образования младших школьников выступают: во-первых, формирования начальных знаний о родном крае;
во-вторых, формирование мировоззрения, основанного на осознании необходимости углублять свои знания о родном крае;
в-третьих, формирование умений и навыков заботы о местности, в которой проживаешь.
Таким образом, в содержании краеведения содержатся как элементы познания родного края, включая социальную, культурную, политическую, экономическую и другую составляющие, а также формирование интереса к истории собственной семьи, улицы, города, ближайшего окружения [7].
Практически во всех субъектах Российской Федерации изданы краеведческие учебники и методические руководства. Существуют хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. В нашем городе есть много книг по истории Луги и Лужского района, существует Краеведческий музей. С 2010 года ведет свое существование Лужское общество краеведов. Инициатором создания которого выступили А.В. Носков (краевед и искусствовед) и Г.Р. Кузнецов (преподаватель Крестьянского университета). Общество является действующим, заседания проходя ежемесячно в читальном зале библиотеки.
Регулярно проходят краеведческие конференции, издаются новые статьи и книги по истории нашего края. В творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и переподготовке педагогов.
Краеведческий материал – это уникальное явление. Ведь он многофункционален, сочетает в себе как процесс обучения, так и столь необходимое детям младшего школьного возраста развитие и воспитание. А знания, полученные в результате изучения родного края, оказывают свое влияние на все сферы, на все пласты мировоззрения ребенка.
Литература
1. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение [Текст] / Ашурков В.Н – М.: Просвещение,1980. – 258 с.2. Барков, А.С. О научном краеведении. Еще о научном краеведении [Текст] / А.С. Барков // Вопросы методики и истории географии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 208 с.
3. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article065588.html
4. Борисов, Н.С Методика историко – краеведческой работы в школе: Пособие для учителей [Текст] / Н.С.Борисов – М.: Просвещение, 1982. – 223с.
5. Забытова, С.В. Изучение региональной истории в школе [Текст] / С. В. Забытова. – Благовещенск, 2000
6. Лебедева, О. В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское. [Текст] // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 77-83
7. Маврин, С. А., Бурмистрова Е. В. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке [Текст]: [Педагогика сред. шк.] / С.А. Маврин, Е.В. Бурмистрова // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998. - Вып.3. - С. 93-99
8. Манюшина Г.Н. Историческое краеведение. [Текст] / Манюшина Г. Н. – М.: Владос, 1975. – 350 с.
9. Сейненский, А.Е. Музей воспитывает юных [Текст] / Сейненский А.Е. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.