НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Салтыкова Л.А. Беседа "Введение в тайм-менеджмент"

Библиографическое описание:
Салтыкова Л.А. Беседа "Введение в тайм-менеджмент" // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Цель: познакомить учащихся со способами успешной организации своей работы.

Ожидаемые результаты:

· развитие навыков самоанализа и самоорганизации;

· приобретение учащимися навыков успешного управления своим учебным и свободным временем;

· снижение у учащихся уровня личностной тревожности, возникающей в период подготовки к экзаменам.

Ход беседы

Совсем немного и вы уйдёте за порог родной школы. Самые сложные, школьные годы – 9, 10 классы, подготовка к поступлению в вуз. Учеба в школе, затем различные кружки, секции, затем домашние задания… И выходные, которые учителя воспринимают как повод задать побольше «на дом». И непростой выбор «куда поступать», и подготовка к поступлению… Сумасшедший темп порождают стрессы и неврозы. Отличники пьют успокоительные и, стиснув зубы, пытаются успешно и достойно завершить «школьные годы чудесные». Троечники же сосредотачиваются на том, чтобы просто «выплыть из бурного течения» реки школьного обучения, а там как получится. Неприглядная картина, не правда ли? Как же ее не допустить?

Это возможно, когда сложный и самый ответственный период в вашей жизни организован: время распределено так, чтобы его хватило и на учебу, и на отдых.

Ведь только если нам хватает времени, мы можем сделать нашу жизнь насыщенной, долгой и счастливой.

Всем известна пословица: «Время – деньги». Как вы её понимаете? Время в отличии от денег ресурс невосполнимый. Если вы потеряли 1000 руб (500 руб), грустно, неприятно, но всегда можно заработать ещё. А если вы потеряли час времени, то вы его не заработаете. И это плохая новость, т.к., к сожалению, время – ресурс невосполнимый. Давайте посмотрим на экран. Что вы видите? Человек пытается управлять временем. Время по-английски time. А вот специальность, которая учить управлять, называется менеджмент. Вместе получается тайм-менеджмент. Кто слышал про тайм-менеджмент? Кто не слышал? Что такое тайм-менеджмент? Тайм-менеджмент – технология, позволяющей использовать невосполнимое время жизни человека в соответствии с его целями и ценностями. Как распределиться этим ресурсом, этим невосполнимым капиталом, который мы не можем накопить, заработать? Всё, что мы можем сделать – потратить его более-менее разумно. Это основной вопрос тайм-менеджмента. Его основные принципы, три кита тайм-менеджмента. Это спектр вопросов, которым я хотела бы посвятить нашу сегодняшнюю встречу. Я дам вам лишь вводный материал, если он вас заинтересует, вы сможете углубиться и более детально изучить данную технологию.

1 кит – целеполагание. Это вопрос куда прицелиться, как правильно их сформулировать. Это главный вопрос всей нашей жизни. Ради чего мы живём?

2 кит – планирование. Это вопрос как правильно, грамотно, эффективно спланировать свою деятельность (в условиях изменчивого мира).

3 кит. Цели есть, планы есть. Понятно, что делать. Понятно, как делать. Остаётся самое сложное: как заставить себя это сделать. Поднимите руку у кого есть дома недоприбитый плинтус, перегоревшая лампочка, недописанный реферат, недоделанный проект? Всё это проблема самомотивации. Вроде смешно, но что сложного: позвонить и записаться к стоматологу. Что сложного выучить английский? В вопросе с изучением языка нет проблем с планированием, есть проблема с самомотивацией. Например. Маша, ты диплом пишешь? Нет, жду подходящего творческого момента. А что им является? Ночь накануне.

Чтобы у вас не было всё в ночь накануне мы, и проводим сегодняшнюю встречу.

Итак, целеполагание. Поднимите руку, кто чего-то хочет в этой жизни (достигнуть, добиться, получить)? Поднимите руку, у кого эти хотения записаны в каком-то одном месте (ежедневник, блокнот, компьютер)? Голова не считается. У кого записано с цифровой конкретикой (месяц, число, год)? Кто хотя бы раз в неделю возвращается к этим записям (достиг, не достиг)?

Принципы целеполагания:

1. Материализация. Пока цель в голове – это ни к чему не обязывает. Я лежу на диване и мечтаю, что достигну успехов, создам бизнес, поступлю…, стану музыкантом, полечу на луну. Это ни к чему не обязывает. Как только вы написали – это некоторое обязательство перед самим собой. Поэтому многие люди бояться их записывать. Вроде написали – не достигли. Но лучше записать и не достигнуть или достигнуть частично, чем не записать.

2. Принцип количественности. Почувствуйте разницу. Хочу вести здоровый образ жизни. Это можно сделать завтра, на каникулах, после каникул, в следующем триместре, а смысл? Уже 1 сентября. Не, первое сентября – начало учебного года. Много хлопот, забот. Октябрь – нормальный месяц. Не, холодно. Февраль – праздник. В марте тоже. Апрель – почти майские праздники. В общем, 1-го августа следующего года. Нет, 1-е, нет. 17-е. 1 января – лучшее начало большой цели. Это, если мы ставим цель не количественную. А если: три раза в неделю выйти пробежаться по 20 минут. Или каждый день делать по тридцать отжиманий. Это уже измеряемая вещь. Если ты себе это записал, записал цифры и ставишь галочку о выполнении. Например, пробежал или нет. Это измеримо и контролируемо. Итак, второй принцип – ставить измеримые цели.

3. К этим целям регулярно возвращаться. Хотя бы раз в неделю. А лучше каждый день начинать с взгляда на свои цели. Использовать закладки, на которые записаны цели.

4. Работать параллельно с учёбой. Придумайте как совместить. Пробуйте себя в реальной жизни. Вы совершенно по-другому будете относиться к учёбе, вы совершенно по-другому знания будете брать.

Наши цели нередко формируются под воздействием моды, стереотипов общественного мнения, да и, что греха таить, бывают следствием нереализованных желаний наших родителей или нас самих. Старайтесь ограждать себя от навязанных целей. Следуйте своим базовым ценностям.

Начнем с того, что сейчас существует огромное количество профессий, причем о некоторых из них мы еще несколько лет назад и не подозревали.

Для того, чтобы понять, к чему вы тяготеете, имеет смысл прежде всего ознакомить его с современными профессиями. Так, в Интернете существует мощный справочный портал по профессиям http://www.ucheba.ru/prof/. В конце описания той или иной профессии представлены интересные статьи, углубляющие понимание ее сущности. Существуют справочники по профессиям, также выложенные в Интернете, телепередачи, посвященные профессиям. Есть также профориентационные методики и различные тесты по профориентации.

Анализируйте прошедший день. Выделяйте главное из событий. Задумайтесь, а почему именно его вы считаете важным для вас. Можно определять главное событие за день, за неделю, за месяц, за триместр и т.д.

Представьте себе, что у вас есть миллион долларов. На что вы их потратите и для чего? Предположим, вы хотите загородный дом. Для чего он вам нужен – чтобы проводить время на свежем воздухе? Или вам хочется, чтобы была большая-большая семья, и всем хватало места? Или вы очень любите животных, и вам тогда можно будет завести несколько больших собак? А, может, вам хочется содержать конюшню и разводить лошадей? Или вы любите, чтобы было много гостей, чтобы все пели, играли и никому не мешали? А может, дом вам нужен потому, что он есть у девочки из вашего класса, и вам тоже хочется?

Или другой пример. Вы воображает себя владельцем предприятия (банка, гостиницы). Зачем – потому, что звучит круто? Или денег много платят? А зачем ему деньги, что он собирается с ними делать? Или хочет сам все решать и за все отвечать?

Ещё один важный фактор – выяснить, обладаете ли вы теми качествами, которые помогут вам реализовать ваши цели. Упражнение «Зато…».

В советское время психологи исследовали, каким образом спортсменам удается достигнуть выдающихся результатов в спорте высших достижений. Выяснилась любопытная деталь: было нечто, объединявшее их всех. Они максимально четко представляли себе мгновение успеха, победы – как они пересекают финишную черту, как мяч летит в ворота, как гремят аплодисменты зрителей. Эта технология прекрасно зарекомендовала себя не только в спорте. Как правило, поступает в вуз тот абитуриент, который очень четко представляет себе, как он уже видит себя в списках поступивших.

Техника «визуализация будущего». Итак, вы не только поступили в институт, но и окончили его. Где вы находится? Кто и что вас окружает? Это люди, машины, компьютеры, животные, природа? Чем вы занимаетесь, что происходит? Чем подробнее будете представлять себе картинку своего рабочего дня ребенок, тем более понятными станут вам дальнейшие действия. Рассказать.

Помните старый советский фильм «Чародеи». Его герои там учились проходить сквозь стену. Для этого было необходимо следующее:

1. видеть цель;

2. верить в себя;

3. не замечать препятствий.

Рекомендация точная, весьма реалистичная и не потерявшая своей актуальности. Я бы, правда, назвала еще один пункт: действовать!

«Карта желаний»

Конкретизируем цель.

Скажите, как вам нравится цель: «Хочу поступить в институт»? Возможно, вы при этом предполагаете, что это будет экономический вуз, другие члены семьи – что технический, а бабушка имеет в виду театральный. Работа по достижению цели движется гораздо успешнее, если цель определена конкретно. Это первое условие хорошо сформулированной цели. Цель лучше всего измерять в количественных показателях. Например, «прочитать 10 книг по внеклассному чтению», «выучить 100 новых иностранных слов», «сдать ЕГЭ не менее чем на 90 баллов».

Необходимо не только конкретизировать цель, но и указывать срок ее достижения. Это второе условие хорошо сформулированной цели. Например, не просто «Я хочу хорошо учиться», а «За третью четверть в моем дневнике будут только хорошие и отличные оценки». Таким образом, цель «Хочу читать как можно больше» абсолютно ни к чему не обязывает поставившего данную цель, он может до конца жизни хотеть… – цель не конкретна, и не указан срок ее достижения. А цель «Прочитать за июль-август «Войну и мир» – это серьезно, поскольку конкретно и привязано ко времени.

В свою очередь, «Прочитать «Войну и мир» за неделю» – это не серьезно, поскольку хоть и конкретно, и привязано ко времени, но недостижимо. Таким образом, возникает еще одно условие: цель должна быть достижима.

Таким образом, цель должна быть конкретна, достижима и привязана ко времени. Например, «Отлично подготовиться к сдаче ЕГЭ к весне, сдать ЕГЭ по профильным дисциплинам не менее чем на 95 баллов, летом поступить в университет, осенью записаться в научное студенческое общество».

Еще один важный критерий – соответствие другим целям. Например, одна цель – хочу получить высшее образование и сделать карьеру, а другая цель того же ребенка – хочу, чтобы учеба и работа отнимали мало времени. Цели не должны противоречить друг другу.

Движемся к цели

Каждодневная работа. Сдать ЕГЭ по математике. Каждый день прорешивать определённое количество заданий. Пусть немного, но изо дня в день. И результат будет. Данная технология называется «ОТПАД».

Слово ОТПАД означает Отличная Технология Постоянства Активных Действий. «Для достижения цели необходимо постоянное действие. Пусть чуть-чуть, пусть понемногу, но двигаться вперед без остановки. Шаг за шагом, шаг за шагом, каждый день, непрерывно».

Выводы

Для того чтобы достичь цели, ее нужно хорошо себе представить, правильно сформулировать и решительно действовать, опираясь на собственные ценности и ценности семьи – самых близких людей, самых надежных друзей.

Научитесь:

1. Представлять свою цель максимально четко.

2. Рисовать карту желаний.

3. Правильно формулировать цель.

4. Определять действия, которые потребуются для достижения цели.

5. Ставить цель максимально конкретно.

Следующий блок – планирование. Кто заносит свои планы в телефон, компьютер, ежедневник? Кто стикеры клеит? Кто в голове запоминает? Плохая идея. Самая острая память тупее самого тупого карандаша. Если записано в разных местах – тоже плохо. Забивайте всё в один носитель – бумажный, электронный. Нужно в магазин – пожалуйста: пишем список того, что надо купить в магазине. Не держите в голове неважные вещи, память нужна для раздумий, глубоких мыслей, творческих идей и фантазий.

Тренинг «Важные дела на завтра»

Итак, первый принцип – материализовать.

Правильно формулируйте дела. Итак, формулируем дело таким образом, чтобы из самой формулировки сразу было видно, что надо сделать. И, соответственно, чтобы было очень просто проверить, сделано ли дело, получен ли результат.

Второй принцип: приобретите опыт в продажах. Любая деятельность в конечном итоге имеет продажу. Только не продавайте бабушкам пылесосы за 150 тыс. рублей. Третья рекомендация – контактируйте с людьми «выше себя» (умнее, продвинутее вас). С ними будет труднее работать, контактировать, но это колоссальный личностный рост.

Научитесь определять дела, имеющие для вас ключевое значение, и концентрироваться на них. Во все времена каждый школьный учитель считает свой предмет самым главным. Задает много домашних заданий и требует их неукоснительного выполнения. В старших классах возникают подготовительные курсы и репетиторы, появляются новые домашние задания. Как распределить время, чтобы все успеть? Как не растеряться от обилия задач, которые надо выполнить? Как спланировать работу, чтобы не навалилась одновременно груда срочных, авральных заданий?

Очевидно, что одновременно все сделать невозможно, а все попытки такого рода приводят к неразберихе в делах и их всеобщей незавершенности. Следовательно, задача заключается в том, чтобы установить правильные приоритеты. Определить такую последовательность выполнения дел, чтобы гарантированно успеть главное. Итак, с чего начинать?

Мнений, как всегда, много…

Первое: начинать надо с простых и небольших дел, а потом переходить к сложным. Иначе, если начать со сложных, до простых можно не добраться.

Второе: начинать надо с более «важного» дела. С той дисциплины, которая важна для вас и представляет наибольшую ценность.

Но ведь важность – понятие неопределенное и субъективное, поговорить с другом – важно, поскольку он друг, зайти в Интернет – важно, поскольку завтра в школе будут обсуждаться последние новости, поиграть с котенком – тоже важная задача, поскольку ему очень скучно. Поэтому в первую очередь, стоит определить, что скрывается за словом «важность».

Думается, что в каждой семье должно быть определено свое, индивидуальное понимание того, что является важным. Например, игра в футбол – это важно? Для кого как: для будущего физика, скорее всего, неважно, а для будущего спортсмена – очень даже важно. Хотя, возможно, и для физика важно, поскольку для него это необходимый и приятный вид отдыха. Занятия музыкой и занятия математикой – что важнее? Для кого как, разумеется. Таким образом, стоит выработать общее понимание важности тех или иных задач. Однако есть бесспорные критерии важности задачи для ребенка.

1. Жизнь и здоровье человека. Что бы мы ни делали, если нас просят сбегать в аптеку за лекарством, мы это делаем немедленно, бросив все дела.

2. Достижение поставленных целей, развитие, получение наиболее значимых результатов. Подготовка к ЕГЭ в выпускном классе является наиболее важной задачей, если ребенок нацелен на поступление в хороший вуз, равно как и занятия на подготовительных курсах при выбранном вузе.

3. Семейные и личные ценности. Если мама попросила помочь убраться в доме или сходить за хлебом – это важно.

4. Невыполнение задачи тормозит процессы, в которых задействованы другие люди, обусловливает их невыполнение или некачественное выполнение. Я не подобрал нужные фотографии, а мои одноклассники не могут из-за этого закончить стенгазету. Я не оформил слайды, а моя проектная команда не может сдать проект. Я не купил сметану, о чем меня просила бабушка, и теперь вся семья будет есть борщ без сметаны, а бабушка расстроится.

5. От этой задачи зависит выполнение других задач ребенка. Например, не куплен задачник, по которому надо выполнить домашнее задание.

6. Кто поставил задачу. Если самый любимый и авторитетный папа велел к его приходу решить уравнения, то тут, хоть умри, а придется разобраться и решить.

7. И все-таки – собственный интерес.

Разделяем важное и неважное.

Самый легкий способ расстановки приоритетов – простое разделение задач на две группы: важное и неважное. Вначале делаем задачи важные, затем – неважные. Формируем список задач таким образом, чтобы наверху стояли важные задачи, а внизу – неважные, и в таком порядке их и выполняем. Не пытаемся долго определять, какие же самые-самые важные, а какие просто важные, если это затруднительно, просто делим на две группы.

Сделаем это на примере. Предположим, что ребенок учится в 10 классе социально-экономического профиля. К профильным дисциплинам относятся математика и информатика. Притом, что завтра день, еще более насыщенный домашними заданиями, ребенку сегодня (в понедельник) предстоит выполнить следующие дела:

1. Позвонить Ленке, договориться пойти на дискотеку в субботу.

2. Позаниматься на велотренажере.

3. Сделать домашнее задание по обществознанию, завтра – контрольная.

4. Подготовить большое задание по математике, которое задали на подготовительных курсах, курсы – послезавтра.

5. Пообщаться с Егором и Викой по проекту по английскому языку, распределить обязанности (защита проекта – через неделю).

6. Приготовить физкультурную форму на завтра.

7. Почистить кошкин лоток.

8. Посмотреть веселые фотки и клипы из Интернета, которые Витька прислал. Отослать их Ленке.

Итак, что из перечисленного соответствует нашим критериям важности?

Позвонить Ленке – задача неважная, но приятная – может быть сделана в самом конце или в моменты отдыха.

Физические занятия на тренажере работают на здоровье ребенка, задача важная. Но она тоже вполне может быть выполнена в качестве отдыха между подготовкой домашних заданий.

Домашнее задание по обществознанию – задача важная, поскольку соответствует цели «Хорошая успеваемость»: завтра контрольная, к которой обязательно надо подготовиться.

Выполнение задания к подготовительным курсам – задача важная, она соответствует цели «Поступить в вуз». Несмотря на то, что эта задача на послезавтра, она настолько большая, что есть риск просто не успеть сделать ее за завтра. Можно разделить эту задачу пополам, половину сделать сегодня, а половину – завтра.

Разговор с Егором и Викой – это задача важная, так как она влияет на процессы, в которых задействованы другие люди: надо, чтобы все спокойно планировали свою работу по проекту.

Приготовить физкультурную форму – неважная задача, помещаем в конец списка.

Кошкин лоток – задача неважная, может быть вычищен в конце дня.

Посмотреть фотографии и клипы из Интернета – неважная задача, помещаем в самый конец.

Стало быть, список получился следующий:

1. Сделать домашнее задание по обществознанию, завтра – контрольная.

2. Подготовить большое задание по математике (ПОЛОВИНУ, ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ – НА ЗАВТРА), которое задали на подготовительных курсах, курсы – послезавтра.

3. В качестве отдыха позаниматься на велотренажере.

4. Пообщаться с Егором и Викой по проекту по английскому языку, распределить обязанности (защита проекта – через неделю).

5. Почистить кошкин лоток.

6. Приготовить физкультурную форму на завтра.

7. Позвонить Ленке, договориться пойти на дискотеку в субботу.

8. Посмотреть веселые фотки и клипы из Интернета, которые Витька прислал. Отослать их Ленке.

Заметим, что при таком способе расстановки приоритетов мы не стараемся очень точно определить последовательность дел. Мы просто определяем наиболее важные дела и помещаем их в начало списка, а наименее важные – наоборот, в конец списка.

Больше времени – тому, что необходимо для поступления в вуз.

Большая сложная задача в тайм-менеджменте называется «Слон». Типичные задачи-слоны: подготовиться к поступлению в вуз; подготовиться к сдаче ЕГЭ; выучить иностранный язык, стать более крепким и сильным. Как бы мы ни стремились, нам все равно не сделать такую задачу ни за день, ни за неделю. Что же делать? Во взрослом тайм-менеджменте слона режут на бифштексы и съедают каждый день по одному бифштексу, то есть определяют ежедневную порцию работы, планируют ее выполнение и выполняют план. Но дело в том, что ребенку невероятно жалко слона. Поэтому, не меняя суть технологии, в детском тайм-менеджменте мы говорим о шоколадном слоне и делении его на шоколадные дольки.

Метафора очень простая: если ты попытаешься съесть шоколадного слона целиком или даже его большой кусок, то ничего, кроме аллергии и последующего отвращения к шоколаду, ты тем самым не добьешься. А съесть шоколадную дольку очень даже приятно и уж совсем не сложно.

Итак, шоколадного слона надо разделить на дольки и каждый день съедать по одной. Это означает деление большой задачи на части так, чтобы были определены ежедневные порции работы, их планирование и выполнение.

Но шоколадные дольки надо определять правильно – конкретно и ориентировано на результат. Например, сколько задач в день мы должны решать, чтобы без спешки и с последующим повторением подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике. Или сколько иностранных слов в день мы должны учить и сколько страниц текста ежедневно читать и переводить, чтобы к концу года легко читать иностранную литературу в подлиннике.

Выводы

10 минут времени, потраченные на планирование дня, позволят вашему ребенку сэкономить часы на реализацию всех запланированных задач.

Научиться:

1. Записывать все предстоящие дела.

2. Формулировать дела так, чтобы был понятен результат их выполнения.

3. Выполнять свои дела в оптимальное время.

5. Составлять реалистичный и адаптивный к изменениям план дня.

Самомотивация. Цели есть, планы есть. Как себя заставить, замотивировать, настроить. Первая важная технология – это награждать себя. Сделай, что-либо неприятное (допиши реферат, начни готовиться к экзамену), и награди себя за это.

Как заставить себя начать заниматься?

Представим себе, что речь не идет о столь глобальной задаче, как подготовка к ЕГЭ. Вы всего лишь должен сделать уроки, но их задано очень много, за один день все равно не успеть. Да они и заданы на несколько дней. Поэтому у ребенка вроде бы есть причина не начинать выполнять задания. И не хочется выполнять их, ну просто ужас как. Как мы уже договорились, делим задачи на несколько дней. Получилось по две задачи на день. А делать по-прежнему не хочется… Попробуйте сделать одну задачу, всего одну. Любую, какая нравится. Как только вы начали делать задачу, какую нравится, да еще она у вас быстро и хорошо получилась, вы практически по инерции и вторую сделаете, а может, и третью. Этот метод называется «методом швейцарского сыра» – «выгрызай» кусочки дела в произвольном порядке, начинай с того, что нравится, что интересно.

Как решать простые, но неприятные задачи

Если дело слишком скучное или неприятное, оно называется «лягушка». Это небольшие, но какие-то противные, нелюбимые школьные задания на дом. Это нередко задания по дому – вымыть посуду, вынести мусор, лампочку вкрутить. У нас с вами таких задач тоже полно, на тренингах взрослые слушатели, что только не называют: и белье погладить, и коммунальные услуги оплатить, и сотруднику выговор объявить – словом, много чего у нас противного, оказывается. Скажите, а что мы сами-то делаем с такими задачами? Вот видите, и мы с вами их откладываем, что уж говорить о наших детях. На самом деле, мы делаем чудовищную вещь – откладывая, мы растягиваем в своей жизни неприятность. Ведь мы же все время об этом думаем, нервничаем, переживаем. А неприятный период, наоборот, нужно сократить до минимума – то есть сделать противную задачу как можно быстрее и немедленно о ней забыть. Этот метод называется «съесть лягушку». Суть его заключается в следующем: самая неприятная задача имеет самый высокий приоритет. То есть, следуя данному методу, ребенок самую противную задачу должен делать в первую очередь. За поедание лягушек мы обязательно награждаем ребенка и договариваемся с ним об этом заранее. Причем награда должна быть вполне адекватна пережитым мукам от поедания лягушек – от новой покупки до интересного семейного времяпрепровождения.

Ещё три простых принципа:

1. Люби то, что делаешь. Если не любить того, что делаешь, тогда всё остальное не имеет никакого смысла. Карьера, работа, зарплата, бизнес… Всё это не доставит никакого удовольствия. И одна из задач тайм-менеджмента с помощью целеполагания понять, чем ты хочешь заниматься на самом деле.

2. Очень важный принцип: делать то, что проповедуешь, и проповедовать то, что делаешь.

3. Работай много, прокачивай мозги.

Рефлексия

· что удивило на сегодняшнем занятии?

· чему вы сегодня научились?

· что узнали нового о себе, о своих товарищах?

· чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными?

Закончить нашу беседу я хочу словами из рекламы «Мегафон»: «Жизнь – всегда выбор. Остаться на обочине или двигаться вперёд. Остановиться или остановить автобус…». И этот выбор целиком и полностью в ваших руках. Поэтому ставьте перед собой больших «слонов», ешьте противных «лягушек», награждайте себя за это. В общем, успевайте жить!

Библиографический список

1. Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы / ПИТЕР, СПб, 2008. — 152 с.

2. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать / Глеб Архангельский. — 2-е изд., доп. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 256 с.

3. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей / Марианна Лукашенко. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 297 с.
2023