Актуальные вопросы начального общего образования

Современные подходы к понятию "конструктивная деятельность" обучающихся


Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Решение конструктивных задач – это одна из форм наглядно – действенного мышления. Проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание педагогов и психологов. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
В современной психолого – педагогической литературе нами не выявлено точного определения конструктивной деятельности. В специальной литературе нет общепринятого определения конструктивной деятельности, разные авторы трактуют этот термин по-разному. Чтобы раскрыть смысл понятия « конструктивная деятельность», рассмотрим различные определения и подходы к определению и изучению этого понятия.
С конструктивной деятельностью тесно связан термин «конструирование». По мнению А.Р. Лурии, конструирование – это процесс тесно связанный с моделированием. Согласно его исследованиям, выполнение упражнений по конструированию существенно влияет на развитие ребёнка, радикально меняет характер конструктивной деятельности [8, с. 16].
 Исследуя вопрос о понятии конструктивной деятельности, позволило нам определить его как особый вид психической деятельности, который вносит значительный вклад в развитие детей школьного возраста, о чем так же свидетельствуют исследования А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, Э.А. Фарапоновой [4, с. 12].
Так, Е.А. Пустовой считает, что конструктивная деятельность – один из видов продуктивного мышления, поскольку ее непосредственным результатом является как получение субъектом нового и оригинального продукта, так и овладение новыми способами работы[6,с. 232].
 Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность, как продуктивную деятельность, в процессе, которой создается определенный, заранее продуманный реальный продукт [8,c.11]. В их понимании, конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и по своему характеру сходно с изобразительной, поскольку в нем также отражается окружающая действительность. Согласно В.Б.Синельникову, зарубежные исследователи (J. Kools, О. Tweedie, P.Vericken трактуют конструирование как конструктивный «праксис» – способность выполнять целесообразные действия по команде причисляет к конструированию и те изменения, которые вносятся ребенком в эти действия под влиянием зрительного поля.
Особое место в конструировании занимает детское конструирование, так
В.Б.Косминская под детским конструированием понимает деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование, по мнению ученого, является довольно сложным видом деятельности для детей, поскольку связано с художественной, конструктивно – технической деятельностью взрослых [5,с.45]. А.Н. Давидчук «конструирование» определяет как процесс сооружения построек таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения[3,с.214].
Другой автор Л.А. Парамонова под детским конструированием понимает создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала [9,с.5].
 В трудах С. Л. Рубинштейна мы находим следующие определения конструктивной деятельности – это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого – либо из видов общественно полезной деятельности, сложившегося в ходе общего понимающего понятие. Г.В. Урадовских, понятие «конструирование» трактует как развитие у детей творческих способностей с помощью применения в конструировании действий с символическими средствами [10, с.46].
В работах А. В. Белошистовой, конструирование обозначает как вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Исходя из этого, отличительной чертой исследования А.В. Белошистовой является, тот факт, что конструктивная деятельность представляет и определяет обучение конструированию как формирование общих конструктивных умений и развитие на их основе конструктивного стиля мышления [1, с.18].
 
 Согласно исследованиям З.В. Лиштвана, конструирование – это эффективное средство для подготовки детей к учебной деятельности. Разработанная автором программа обучения конструированию включает разные формы его организации: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определённые задачи воспитания [7, с. 118].
 Необходимо отметить различные подходы к понятию « конструктивная деятельность», как один из элементов конструктивной деятельности отражено в художественно – эстетическом развитии и как одно из видов творческой и самостоятельной деятельности. И это не случайно. Связано это на наш взгляд, с особенностью конструктивной деятельности, так как деятельность конструирования относится к продуктивным, рассматривается как создание определенной конструкции, как установление взаимоотношений различных отдельных предметов, частей, элементов, то есть имеет свой продукт. Значимость конструирования можно раскрыть в контексте интеграции с содержанием других образовательных областей. Теоретической базой федерального стандарта о развитии ребенка в деятельности стало учение о деятельностном подходе к образованию в трудах ученых Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и других [2, с.98]. Конструктивная деятельность рассматривается в школьном возрасте (в соответствии со стандартом) и включает в себя конструирование из конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и других материалов.
 Существенно важным считаем конструктивную деятельность рассматривать глубже, то есть можно рассмотреть конструктивную деятельность в тесной связи с предметной, с игровой, (в частности одним из видов игр являются строительные игры), что способствует психическому развитию детей и формированию у них таких процессов, как восприятие, мышление, память, воображение, и развитию моторики моторному развитию детей. И, кроме того, наблюдается связь конструирования детского с конструктивно – технической деятельностью взрослых, что также отвечает потребностям детей.
 Делаем вывод, что конструктивная деятельность рассматривается в стандарте как один из видов детской деятельности, является непосредственно частью художественно – эстетического развития, но и способствует реализации содержания познавательного развития. Наблюдается тесная связь детского конструирования с конструктивной деятельностью. Из вышесказанного можно сделать вывод, что конструирование – это часть художественно – эстетического развития, в процессе которого решаются задачи познавательного и творческого характера, в том числе решает задачи и познавательного развития, а также развивает технические способности. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, а конструирование – это законченный процесс деятельности заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Но содержание термина "конструктивная деятельность" раскрывается недостаточно определенно. Конструирование – это сложный вид деятельности, в котором дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые комплексы.
 Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. И формированию конструктивного мышления ребенка.

Библиографический список

1.       Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. Акулова Е. Ф. – 2009. – №9 – с. 52-58.
2.       Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
3.       Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Давидчук, А.Н. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.
4.       Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и др. М.–: Просвещение, 1967.
5.       Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Итов / В.Б.Косминская,.– М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
6.       Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. – 320 с.
7.       Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом. – М., 2000. – 175 с.
8.       Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы психологии ребенка дошкольного возраста // Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М. – Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. – 364 с.
9.       Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагог. – «Первое сентября», 2008.
10.   Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. педагог. ин-тов. / под ред. Г.А. Урунтаевой. Ю, ак. АФОНЬКИНА, М.: Просвещение: В, 1995.
11.Платонов, К. К. Проблемы способностей. М.,: Наука, 1972. Платонов, К. К. – 312 с.


2021